Дата размещения статьи: 05.08.2015
Правоотношения между учреждением здравоохранения, медицинской страховой организацией, ТФОМС в системе ОМС регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 326-ФЗ). Нормы данного Закона предписывают учреждению здравоохранения расходовать денежные средства ОМС на оплату медицинской помощи по целевому назначению. За нарушение данных норм организация уплачивает штраф в размере 10% суммы нецелевого использования средств ОМС и пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России, действующей на день предъявления санкций, за каждый день просрочки. В статье мы рассмотрим арбитражные споры по поводу нецелевого расходования средств ОМС.
Государственные медицинские учреждения предоставляют медицинскую и лекарственную помощь за счет средств фондов ОМС в объеме и на условиях, которые соответствуют программам ОМС. Федеральный закон N 326-ФЗ выделяет базовую и территориальную программы ОМС.
Базовая программа ОМС является составной частью программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой ежегодно Правительством РФ. Базовая программа устанавливает требования к территориальным программам ОМС, которые разрабатываются органами государственной власти субъектов РФ.
Расходы, включаемые в структуру тарифа в рамках базовой программы
В соответствии с п. 2 ст. 35 Федерального закона N 326-ФЗ базовая программа ОМС определяет не только виды медицинской помощи и перечень страховых случаев, но и (в частности) структуру тарифа на оплату медицинской помощи. Согласно п. 7 ст. 35 Федерального закона N 326-ФЗ он включает в себя расходы:
— на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты;
— на приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов;
— на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования);
— на организацию питания (при отсутствии в медицинском учреждении организованного питания);
— на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг;
— на социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством РФ;
— на приобретение оборудования стоимостью до 100 тыс. руб. за единицу.
Как разъяснили чиновники ФФОМС в Письме от 23.07.2013 N 5423/21-и, в соответствии с п. 158 Правил N 158н в расчет тарифов включаются:
— затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления;
— затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
———————————
Правила обязательного медицинского страхования, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н.
Напомним, что согласно п. 159 Правил N 158н к затратам, непосредственно связанным с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), относятся:
1) затраты на оплату труда персонала, непосредственно участвующего в процессе оказания медпомощи (медицинской услуги) в соответствии с нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ;
2) материальные запасы, полностью потребляемые в процессе оказания медпомощи (медицинской услуги), в соответствии с табелем оснащения медицинской организации (ее структурного подразделения) медицинским инструментарием, мягким инвентарем, изделиями медицинского назначения для оказания данного вида медпомощи (по профилю), нормами лечебного и профилактического питания;
3) затраты (амортизация) оборудования, используемого в процессе оказания медпомощи (медицинской услуги), в соответствии с табелем оснащения медицинской организации (ее структурного подразделения) медицинским оборудованием.
Пункт 160 Правил N 158н предусматривает, что к затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания медпомощи (медицинской услуги), относятся:
— затраты на оплату труда персонала учреждения, не участвующего непосредственно в процессе оказания медпомощи (медицинской услуги);
— хозяйственные расходы;
— затраты на уплату налогов (кроме начислений на выплаты по оплате труда), пошлин и иных обязательных платежей;
— затраты (амортизация) зданий, сооружений и других основных фондов, непосредственно не связанных с оказанием медпомощи (медицинской услуги).
Пунктами 162 и 163 Правил N 158н установлено, что объем затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации, относится на стоимость медпомощи (медицинской услуги).
Медицинские организации, согласно п. 5 ч. 2 ст. 20 Федерального закона N 326-ФЗ, обязаны использовать средства ОМС, полученные за оказанную медпомощь, в соответствии с программами ОМС. Чиновники ФФОМС в Письме от 06.06.2013 N 4509/21-и рекомендовали при определении направлений расходования средств руководствоваться:
— Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденными Приказом Минфина России от 21.12.2012 N 171н;
— Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 (далее — Классификация основных средств);
— Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359.
Далее в Письме ФФОМС N 4509/21-и приведены разъяснения по отдельным направлениям расходования средств ОМС. Так, в соответствии с рекомендациями данного Письма не включаются в состав тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС:
— расходы на приобретение мебели, в том числе медицинской, кухонной. Исключением является оборудование, которое согласно сертификату (декларации) соответствия в силу Классификации основных средств относится к классу 14 3311320 «Оборудование для кабинетов и палат, оборудование для лабораторий и аптек» разд. 14 0000000 «Машины и оборудование»;
— расходы медицинских организаций на приобретение бытовых кондиционеров, холодильников, электрообогревательных приборов, приборов для приготовления пищи, стиральных машин, текстильных швейных изделий (штор, тюля), жалюзи и других предметов хозяйственного назначения. Согласно Классификации основных средств указанные расходы относятся к разд. 16 0000000 «Инвентарь производственный и хозяйственный»;
— расходы на приобретение автомобилей, которые согласно Классификации основных средств относятся к классу 15 3410000 «Автомобили» разд. 15 0000000 «Средства транспортные»;
— расходы на капитальный ремонт (Письмо Минздрава России от 25.12.2012 N 11-9/10/2-5718 «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»). Определение понятия капитального ремонта объектов капитального строительства приведено в ч. 14.2 ст. 1 ГрК РФ.
Расходование средств ОМС в рамках территориальной программы
Финансовое обеспечение территориальной программы ОМС осуществляется за счет всех источников, предусмотренных действующим законодательством. Оплата медицинской помощи в рамках данной программы производится по тарифам на оплату медпомощи, включающим в себя статьи затрат, установленные указанной программой. Медицинская организация использует средства ОМС в условиях одноканального финансирования в соответствии с территориальной программой ОМС и осуществляет расходы на свое содержание из общего объема средств, поступивших по тарифам на оплату медицинской помощи.
В силу ч. 3 — 5 ст. 36 Федерального закона N 326-ФЗ норматив финансового обеспечения территориальной программы ОМС может превышать установленный базовой программой ОМС норматив финансового обеспечения в случае установления дополнительного объема страхового обеспечения по страховым случаям, предусмотренным базовой программой ОМС, а также при установлении перечня страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к определенным базовой программой. В указанных случаях финансовое обеспечение территориальной программы ОМС осуществляется за счет платежей субъектов РФ, уплачиваемых в бюджет ТФОМС, в размере разницы между нормативами финансового обеспечения территориальной и базовой программы ОМС с учетом численности застрахованных лиц на территории субъекта РФ.
При установлении дополнительного объема страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой ОМС, территориальная программа ОМС должна предусматривать перечень направлений использования средств ОМС.
Например, Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Ленинградской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденная Правительством Ленинградской области от 29.12.2012 N 461, предусматривает дополнительное финансовое обеспечение расходов на оплату медицинской помощи в следующем процентном соотношении:
— расходы на заработную плату и начисления на нее во внебюджетные фонды — 63,8%;
— расходы на оплату работ и услуг по содержанию имущества (в части расходов на текущий ремонт), на приобретение оборудования стоимостью до 100 тыс. руб. за единицу, инвентаря производственного и хозяйственного — 1,9%;
— расходы на коммунальные услуги — 18,1%;
— расходы на прочие выплаты, на арендную плату за пользование имуществом, на оплату программного обеспечения, услуг связи, транспортных услуг, услуг по содержанию имущества и прочих услуг (в том числе проектно-сметная документация), социальное обеспечение работников медицинских организаций — 16,2%.
Общая сумма дополнительного финансирования на 2013 г. составляет 2381,4026 млн руб.
Нецелевое использование средств ОМС медицинскими организациями
В рамках рассмотрения вопроса взаимоотношений территориального фонда ОМС и медицинского учреждения особый интерес всегда представлял анализ сложившейся арбитражной практики: спорные ситуации, позиция контролеров ОМС, доводы сторон и, конечно же, вердикты судей. Вниманию читателей мы предлагаем споры, рассмотренные в Постановлениях ФАС СКО от 01.10.2012 N А22-1961/2011, ФАС УО от 11.01.2012 N Ф09-8757/11.
1. Суть спора. ГБУ «Республиканская больница» оплатила расходы на повышение квалификации врача-патологоанатома за счет средств ОМС. При проверке ТФОМС указал, что расходование средств на оплату данных услуг является нецелевым их использованием, поскольку территориальная программа ОМС предусматривает возможность оплаты специализации врача, оказывающего помощь в соответствии с утвержденным перечнем, в который не входит врач-патологоанатом.
Решение суда. При вынесении решения ФАС СКО в Постановлении N А22-1961/2011 исходил из следующего. Медицинская организация использует средства ОМС в условиях одноканального финансирования в соответствии с территориальной программой ОМС и осуществляет расходы на свое содержание из общего объема средств, поступивших по тарифам на оплату медпомощи.
Действовавшая в проверяемый период на территории Республики Калмыкия территориальная программа предусматривала перечни заболеваний, видов медицинской помощи и медицинских учреждений, включенных в систему ОМС, а также финансируемых за счет средств республиканского бюджета.
За счет обязательного медицинского страхования финансируется первичная медико-санитарная, в том числе неотложная и специализированная медпомощь, предусматривающая также обеспечение необходимыми лекарственными средствами в соответствии с законодательством РФ, мероприятия по диагностике, лечению, профилактике заболеваний (разд. III территориальной программы ОМС).
Как следует из разд. IV территориальной программы ОМС, расходы на профессиональную подготовку и переподготовку кадров осуществляются за счет средств республиканского бюджета, медицинские и иные услуги, оказываемые в патологоанатомических бюро (кабинетах), оказываются за счет средств республиканского и местных бюджетов.
Согласно разд. III и IV названной программы больница включена как в перечень учреждений, входящих в систему ОМС, так и в перечень учреждений, финансируемых за счет средств республиканского бюджета.
ФАС СКО установил, что медицинские услуги врача-патологоанатома, в соответствии с указанной территориальной программой ОМС, не подлежат финансированию за счет средств обязательного медицинского страхования. Поскольку выплата заработка врачу-патологоанатому также финансировалась из средств республиканского бюджета, суд пришел к выводу о том, что расходы на оплату повышения квалификации названного врача представляют собой нецелевое использование средств ОМС.
2. Суть спора. ТФОМС провел документальную проверку использования средств ОМС, направленных на оплату медицинских услуг, оказываемых медицинским учреждением в рамках территориальной программы ОМС. В ходе проверки было выявлено нецелевое использование средств ОМС, выразившееся в выдаче за счет средств ОМС заработной платы с начислениями работникам больничной аптеки учреждения. Поскольку данные расходы не соответствует положениям территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам РФ, проживающим в Челябинской области, бесплатной медицинской помощи, учреждению было предписано восстановить денежные средства ОМС, потраченные по нецелевому назначению.
Решение суда. ФАС УО в Постановлении N Ф09-8757/11 обоснованно указал, что аптечная организация, в том числе структурное подразделение учреждения здравоохранения, осуществляет фармацевтическую деятельность, то есть деятельность в сфере обращения лекарственных средств, включающую в себя оптовую, розничную торговлю лекарственными средствами и их изготовление. При этом под аптечной организацией понимаются организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, их хранение, изготовление и отпуск для медицинского применения.
Арбитры обратили внимание, что обеспечение граждан лекарственными средствами в рамках территориальной программы подразумевает приобретение медицинскими организациями лекарственных средств для их бесплатного предоставления при оказании медпомощи гражданам, тогда как аптека медицинского учреждения осуществляет отпуск лекарственных средств. Деятельность аптек не относится к медицинской деятельности, то есть к деятельности, непосредственно направленной на оказание медицинских услуг. При таких обстоятельствах ФАС УО правомерно отказал медицинскому учреждению в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным предписания ТФОМС.
В качестве примера нецелевого использования средств ОМС мы привели две ситуации, в которых арбитры вынесли решения в пользу ТФОМС. Однако в судебной практике имеются решения, когда доводы ТФОМС были ошибочны и решения выносились в пользу медицинского учреждения. К примеру, рассмотрим спор, вынесенный на суд ФАС СЗО, — Постановление от 30.05.2013 N А26-7206/2012.
Суть спора. По мнению ТФОМС, расходы больницы, связанные с осуществлением выплат стимулирующего характера работникам, не имеющим сертификатов специалистов, являются нецелевым использованием средств ОМС. Медицинское учреждение не согласно с данным выводом, поэтому обратилось за разрешением спора в арбитражный суд.
Решение суда. При вынесении решения ФАС СЗО в Постановлении N А26-7206/2012 исходил из следующего. Согласно правовой позиции Пленума ВАС РФ, изложенной в п. 14.1 Постановления от 22.06.2006 N 23, нецелевым использованием бюджетных средств в соответствии со ст. 289 БК РФ признается их использование на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Для справки. Согласно изменениям, внесенным в БК РФ Федеральным законом от 23.07.2013 N 252-ФЗ, ст. 289 утратила силу. В соответствии со ст. 306.4 БК РФ трактовка нецелевого использования средств звучит следующим образом. Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным:
— законом (решением) о бюджете;
— сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью;
— бюджетной сметой;
— договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Из представленных суду материалов следует, что медицинское учреждение расходовало денежные средства ОМС исключительно по их целевому назначению:
— по статье 210 «Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда» КОСГУ (на выплаты стимулирующего характера);
— по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ (на приобретение лекарственных средств и расходных материалов).
Арбитры указали: ошибочны доводы ТФОМС о том, что выплаты стимулирующего характера, произведенные медицинским учреждением своим работникам, не имеющим сертификатов специалистов, но при этом имеющим медицинское образование и фактически оказывающим медицинские услуги согласно утвержденным медицинским стандартам, являются нецелевым использованием средств ОМС.
Требование ТФОМС не предусмотрено указанной территориальной программой, а необходимость наличия у соответствующих специалистов медицинского сертификата может иметь правовое значение только при решении вопроса о соблюдении медицинским учреждением требований лицензионного законодательства. Таким образом, в удовлетворении требования ТФОМС, касающегося возврата средств ОМС, суд отказал.
Заметим, что аналогичное решение было вынесено в Постановлении ФАС ВСО от 21.05.2013 N А74-4717/2012.
В Постановлении ФАС ЗСО от 31.01.2013 N А27-10241/2012 арбитры также заняли позицию учреждения, указав, что несвоевременное повышение квалификации не свидетельствует о неисполнении медицинскими работниками своих функций в рамках программ ОМС и не может свидетельствовать о нецелевом использовании средств. Согласно п. 6 Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н, лица, не имеющие соответствующего дополнительного профессионального образования или стажа работы, установленных квалификационными требованиями, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии медицинской организации в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и необходимый стаж работы. Следовательно, расходование средств ОМС на выплату заработка таким специалистам не является нецелевым использованием.
В заключение отметим, что при несении расходов за счет средств ОМС учреждению здравоохранения следует более четко разграничивать осуществляемые им виды деятельности при оказании услуг в рамках территориальных программ предоставления гражданам бесплатной медицинской помощи, а также учитывать перечень производимых расходов с учетом всех последствий, предусмотренных Федеральным законом N 326-ФЗ.
Расходование средств ОМС на оплату услуг аптек, оказанных в целях реализации программы «Сахарный диабет».
Отдельным категориям граждан с определенными заболеваниями в рамках реализации программы дополнительного лекарственного обеспечения предусматривается предоставление лекарственных средств в амбулаторных условиях в системе государственной социальной помощи.
В 2016 году государственное бюджетное учреждение здравоохранения по договору с аптекой оплатило услуги по хранению лекарственных средств (инсулина, таблетированных сахароснижающих препаратов), полученных в рамках централизованных закупок.
В тарифном соглашении по реализации территориальной программы ОМС на территории субъекта РФ указано, в частности, что размер и структура тарифов на оплату медицинской помощи» включает расходы на оплату услуг, связанных с обращением медицинской продукции (подстатья 226 «Прочие услуги» КОСГУ).
Признается ли в данной ситуации нецелевым расходованием использование средств ОМС на оплату услуг аптечных организаций по хранению и отпуску лекарств больным при инсулинозависимом сахарном диабете? Ответ приведем с учетом действующего законодательства РФ.
Государственные медицинские учреждения предоставляют медицинскую и лекарственную помощь за счет средств фондов ОМС в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования. В Федеральном законе от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 326-ФЗ) выделены базовая и территориальная программы ОМС.
Базовая программа ОМС является составной частью программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой ежегодно Правительством РФ. На 2016 год программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи утверждена Постановлением Правительства РФ от 19.12.2015 № 1382 (далее – госпрограмма).
Финансовое обеспечение госпрограммы составляют средства ОМС и средства соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ.
Территориальная программа ОМС – составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта РФ. Территориальная программа ОМС формируется в соответствии с требованиями базовой программы обязательного медицинского страхования (ст. 36 Федерального закона № 326-ФЗ).
Структура тарифа на оплату медицинской помощи за счет средств ОМС включает в себя расходы, перечисленные в ч. 7 ст. 35 Федерального закона № 326-ФЗ.
В силу п. 158 Правил № 158н [1] в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации:
1) непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления;
2) необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (услуги).
В составе затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), учитываются следующие группы затрат:
- затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (услуги);
- затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания медицинской помощи (услуги);
- затраты на амортизацию оборудования, используемого при оказании медицинской помощи (услуги);
- иные затраты, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (услуги).
В силу п. 23 Письма Минздрава РФ от 21.12.2015 № 11-9/10/2-7796 в субъекте РФ используются способы оплаты медицинской помощи, установленные тарифным соглашением, принятым в субъекте РФ в соответствии с госпрограммой и рекомендациями Минздрава и ФОМС.
При этом утвержденные способы оплаты являются едиными для всех медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы ОМС.
Следовательно, за счет средств ОМС финансируются затраты, понесенные с целью обеспечения деятельности непосредственно учреждения здравоохранения по оказанию медицинской помощи (медицинских услуг).
Кроме того, на основании положений разд. V госпрограммы за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ осуществляется:
- обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории РФ лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности;
- обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством РФ отпускаются по рецептам врачей бесплатно. При этом, как следует из Перечня № 890 [2] , к числу заболеваний, при которых осуществляется бесплатный отпуск лекарств за счет средств бюджета субъектов РФ, относится сахарный диабет.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона № 323-ФЗ [3] установлено, что организация охраны здоровья осуществляется, в частности, посредством обеспечения определенных категорий граждан РФ лекарственными препаратами в соответствии с законодательством РФ.
В части 2 ст. 80 данного закона предусмотрено: при бесплатном оказании гражданам медицинской помощи в рамках госпрограммы обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».
Для справки
В перечень жизненно необходимых и важнейших лекарств входят препараты для лечения сахарного диабета (гр. А10) в соответствии с приложением 1 к Распоряжению Правительства РФ № 2724-р [4] (действует с 1 марта 2016 года).
В силу ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона № 178-ФЗ [5] к полномочиям РФ в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов РФ, относятся, в частности, полномочия:
- по осуществлению закупок (в том числе организации определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;
- по организации обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Согласно пп. 3 п. 34 Порядка № 1175н [6] льготные категории граждан имеют право на получение лекарств бесплатно или со скидкой за счет средств бюджетов субъектов РФ в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством РФ.
Группы населения и категории заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, приведены в Перечне № 890. В соответствии с данным документом раздел «Категории заболеваний» содержит заболевание «диабет» и предусматривает за счет средств бюджета субъектов РФ бесплатный отпуск всех лекарственных средств указанным больным.
В силу п. 4 Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 органам исполнительной власти субъектов РФ поручено, в частности:
- осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях, независимо от форм собственности, лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень;
- обеспечить своевременную оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой (абз. 3 п. 4).
Таким образом, обеспечение больных сахарным диабетом осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом № 178-ФЗ. При этом в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 финансирование расходов на оплату лекарственных средств определенным группам населения происходит за счет средств субъекта РФ, а также иных источников, привлекаемых им на эти цели.
Обеспечение лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение социальной помощи, осуществляется на основе государственных контрактов, заключаемых уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ с фармацевтическими организациями.
Следовательно, денежные средства на финансирование расходов по бесплатному обеспечению больных сахарным диабетом лекарствами в соответствии с установленным в субъекте РФ порядком могут либо поступать в учреждение в виде целевой субсидии, либо перечисляться региональным Минздравом непосредственно в аптечные организации в виде оплаты услуг по хранению и отпуску лекарственных средств.
Например, в соответствии с п. 3, 4 Постановления Правительства Севастополя от 30.06.2015 № 576-ПП:
- средства на лекарственное обеспечение предоставляются в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в бюджете города Севастополя на данные цели;
- средства на лекарственное обеспечение льготных категорий граждан направляются непосредственно на закупку лекарственного обеспечения, а также на обеспечение деятельности по приемке, ответственному хранению, обработке, распределению, комплектованию, транспортировке, контролю качества и передаче лекарственного обеспечения аптечным организациям для отпуска льготным категориям граждан.
Кратко сформулируем основные выводы.
1. За счет средств ОМС осуществляются расходы учреждения здравоохранения, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (услуги), а также затраты, необходимые для обеспечения деятельности. Поэтому расходы на оплату за счет средств ОМС услуг аптечной организации по хранению и отпуску лекарственных средств (инсулина, таблетированных сахароснижающих препаратов) неправомерно считать затратами, необходимыми для обеспечения деятельности самого учреждения.
2. Полномочия по организации обеспечения населения лекарственными препаратами переданы органам исполнительной власти субъектов РФ. Соответственно, финансирование расходов на оплату услуг аптечных организаций, участвующих в льготном лекарственном обеспечении, относится к компетенции исполнительных органов субъекта РФ.
3. Если гражданин имеет право на получение лекарственных средств за счет регионального бюджета в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890, то необходимые препараты предоставляются ему в рамках государственной социальной помощи.
[1] Правила обязательного медицинского страхования, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.02.2011 № 158н.
[2] Утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
[3] Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
[4] Распоряжение Правительства РФ от 26.12.2015 № 2724-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2016 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи».
[5] Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
[6] Порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядок оформления указанных бланков, их учета и хранения, утв. Приказом Минздрава РФ от 20.12.2012 № 1175н.
Расходование средств ОМС на оплату услуг аптек, оказанных в целях реализации программы «Сахарный диабет»
Автор: О. Булыгина
Является ли расходование учреждением здравоохранения средств ОМС на оплату услуг аптек, оказанных в целях реализации программы «Сахарный диабет», нецелевым их использованием? Ответ на этот вопрос – в статье.
Отдельным категориям граждан с определенными заболеваниями в рамках реализации программы дополнительного лекарственного обеспечения предусматривается предоставление лекарственных средств в амбулаторных условиях в системе государственной социальной помощи.
В 2016 году государственное бюджетное учреждение здравоохранения по договору с аптекой оплатило услуги по хранению лекарственных средств (инсулина, таблетированных сахароснижающих препаратов), полученных в рамках централизованных закупок.
В тарифном соглашении по реализации территориальной программы ОМС на территории субъекта РФ указано, в частности, что размер и структура тарифов на оплату медицинской помощи» включает расходы на оплату услуг, связанных с обращением медицинской продукции (подстатья 226 «Прочие услуги» КОСГУ).
Признается ли в данной ситуации нецелевым расходованием использование средств ОМС на оплату услуг аптечных организаций по хранению и отпуску лекарств больным при инсулинозависимом сахарном диабете? Ответ приведем с учетом действующего законодательства РФ.
Государственные медицинские учреждения предоставляют медицинскую и лекарственную помощь за счет средств фондов ОМС в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования. В Федеральном законе от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 326-ФЗ) выделены базовая и территориальная программы ОМС.
Базовая программа ОМС является составной частью программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой ежегодно Правительством РФ. На 2016 год программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи утверждена Постановлением Правительства РФ от 19.12.2015 № 1382 (далее – госпрограмма).
Финансовое обеспечение госпрограммы составляют средства ОМС и средства соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ.
Территориальная программа ОМС – составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта РФ. Территориальная программа ОМС формируется в соответствии с требованиями базовой программы обязательного медицинского страхования (ст. 36 Федерального закона № 326-ФЗ).
Структура тарифа на оплату медицинской помощи за счет средств ОМС включает в себя расходы, перечисленные в ч. 7 ст. 35 Федерального закона № 326-ФЗ.
В силу п. 158 Правил № 158н[1] в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации:
1) непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления;
2) необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (услуги).
В составе затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), учитываются следующие группы затрат:
- затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (услуги);
- затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания медицинской помощи (услуги);
- затраты на амортизацию оборудования, используемого при оказании медицинской помощи (услуги);
- иные затраты, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (услуги).
В силу п. 23 Письма Минздрава РФ от 21.12.2015 № 11-9/10/2-7796 в субъекте РФ используются способы оплаты медицинской помощи, установленные тарифным соглашением, принятым в субъекте РФ в соответствии с госпрограммой и рекомендациями Минздрава и ФОМС.
При этом утвержденные способы оплаты являются едиными для всех медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы ОМС.
Следовательно, за счет средств ОМС финансируются затраты, понесенные с целью обеспечения деятельности непосредственно учреждения здравоохранения по оказанию медицинской помощи (медицинских услуг).
Кроме того, на основании положений разд. V госпрограммы за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ осуществляется:
- обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории РФ лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности;
- обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством РФ отпускаются по рецептам врачей бесплатно. При этом, как следует из Перечня № 890[2], к числу заболеваний, при которых осуществляется бесплатный отпуск лекарств за счет средств бюджета субъектов РФ, относится сахарный диабет.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона № 323-ФЗ[3] установлено, что организация охраны здоровья осуществляется, в частности, посредством обеспечения определенных категорий граждан РФ лекарственными препаратами в соответствии с законодательством РФ.
В части 2 ст. 80 данного закона предусмотрено: при бесплатном оказании гражданам медицинской помощи в рамках госпрограммы обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».
В перечень жизненно необходимых и важнейших лекарств входят препараты для лечения сахарного диабета (гр. А10) в соответствии с приложением 1 к Распоряжению Правительства РФ № 2724-р[4] (действует с 1 марта 2016 года).
В силу ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона № 178-ФЗ[5] к полномочиям РФ в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов РФ, относятся, в частности, полномочия:
- по осуществлению закупок (в том числе организации определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;
- по организации обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Согласно пп. 3 п. 34 Порядка № 1175н[6] льготные категории граждан имеют право на получение лекарств бесплатно или со скидкой за счет средств бюджетов субъектов РФ в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством РФ.
Группы населения и категории заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, приведены в Перечне № 890. В соответствии с данным документом раздел «Категории заболеваний» содержит заболевание «диабет» и предусматривает за счет средств бюджета субъектов РФ бесплатный отпуск всех лекарственных средств указанным больным.
В силу п. 4 Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 органам исполнительной власти субъектов РФ поручено, в частности:
- осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях, независимо от форм собственности, лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень;
- обеспечить своевременную оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой (абз. 3 п. 4).
Таким образом, обеспечение больных сахарным диабетом осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом № 178-ФЗ. При этом в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 финансирование расходов на оплату лекарственных средств определенным группам населения происходит за счет средств субъекта РФ, а также иных источников, привлекаемых им на эти цели.
Обеспечение лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение социальной помощи, осуществляется на основе государственных контрактов, заключаемых уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ с фармацевтическими организациями.
Следовательно, денежные средства на финансирование расходов по бесплатному обеспечению больных сахарным диабетом лекарствами в соответствии с установленным в субъекте РФ порядком могут либо поступать в учреждение в виде целевой субсидии, либо перечисляться региональным Минздравом непосредственно в аптечные организации в виде оплаты услуг по хранению и отпуску лекарственных средств.
Например, в соответствии с п. 3, 4 Постановления Правительства Севастополя от 30.06.2015 № 576-ПП:
- средства на лекарственное обеспечение предоставляются в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в бюджете города Севастополя на данные цели;
- средства на лекарственное обеспечение льготных категорий граждан направляются непосредственно на закупку лекарственного обеспечения, а также на обеспечение деятельности по приемке, ответственному хранению, обработке, распределению, комплектованию, транспортировке, контролю качества и передаче лекарственного обеспечения аптечным организациям для отпуска льготным категориям граждан.
Кратко сформулируем основные выводы.
1. За счет средств ОМС осуществляются расходы учреждения здравоохранения, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (услуги), а также затраты, необходимые для обеспечения деятельности. Поэтому расходы на оплату за счет средств ОМС услуг аптечной организации по хранению и отпуску лекарственных средств (инсулина, таблетированных сахароснижающих препаратов) неправомерно считать затратами, необходимыми для обеспечения деятельности самого учреждения.
2. Полномочия по организации обеспечения населения лекарственными препаратами переданы органам исполнительной власти субъектов РФ. Соответственно, финансирование расходов на оплату услуг аптечных организаций, участвующих в льготном лекарственном обеспечении, относится к компетенции исполнительных органов субъекта РФ.
3. Если гражданин имеет право на получение лекарственных средств за счет регионального бюджета в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890, то необходимые препараты предоставляются ему в рамках государственной социальной помощи.
[1] Правила обязательного медицинского страхования, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.02.2011 № 158н.
[2] Утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
[3] Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
[4] Распоряжение Правительства РФ от 26.12.2015 № 2724-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2016 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи».
[5] Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
[6] Порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядок оформления указанных бланков, их учета и хранения, утв. Приказом Минздрава РФ от 20.12.2012 № 1175н.
Каждый гражданин РФ имеет право на бесплатную медицинскую помощь. Это ежедневная потребность населения, финансируемая из фондов обязательного медицинского страхования за счёт госбюджета. Грамотное расходование материальных ресурсов на средства ОМС с целью обеспечения работы медучреждений регламентируется законодательством, как и наказание за их нецелевое использование.
Обязательное медицинское страхование (ОМС) – это одна из социальных программ, призванная обеспечить получение своевременной врачебной и лекарственной помощи для каждого гражданина. Удовлетворение интересов граждан в сфере охраны здоровья за счёт страховых взносов регламентируется ФЗ от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 326).
Право на получение государственной медицинской помощи осуществляется в рамках Базовой и Территориальной программ ОМС. Последняя может включать дополнительные риски. Базовая программа – это основа, необходимый минимум, который гарантируется каждому гражданину законодательством Российской Федерации. В объеме первой программы гражданин имеет право получить помощь в любом уголке страны, а в объеме второй – в конкретном субъекте РФ, где он застрахован.
Бесплатная врачебная и лекарственная помощь оказывается в мед. учреждениях, которые внесены в реестр Территориальных фондов ОМС (ТФОМС). Полный список этих организаций со ссылкой на электронный ресурс можно увидеть здесь.
Финансовые средства обязательного медицинского страхования формируются за счёт поступлений из разных источников, а именно:
- страховые отчисления работодателей;
- взносы, уплачиваемые государством на медицинское страхование безработных или временно нетрудоспособных граждан;
- добровольные выплаты юридических и физических лиц;
- отчисления из федерального бюджета на обеспечение территориальных программ обязательного медстрахования;
- за счёт части налога на определённые виды деятельности по ОКВЭД;
- за счёт части единого социального налога, размер которого регламентирован законом;
- за счёт пеней и штрафов;
- иных источников и поступлений, предусмотренных законом РФ.
Расходы, которые осуществляются за счёт средств ОМС перечислены в ст. 35 ФЗ № 326. Они состоят из следующих статей:
- затраты, связанные с оказанием медицинской помощи, а также расходы на ресурсы и медикаменты, которые используются в ходе её предоставления;
- расходы, за счёт которых обеспечивается работа учреждения здравоохранения за исключением затрат, необходимых для оказания медицинской помощи.
В перечень затрат, необходимых для оказания медицинской помощи входят:
- оплата труда и расходы на выплаты по заработной плате медработников, которые принимают участие в оказании врачебной помощи населению;
- затраты на закупку и регулярное пополнение материальных средств, которые потребляются в ходе предоставления медицинской помощи;
- стоимость амортизации технических приборов и др. оборудования, используемых в процессе оказания мед. помощи;
- учёт других расходов, связанных с предоставлением медицинских услуг.
Кроме того, из государственных фондов финансируются следующие медицинские потребности населения:
- выдача зарегистрированных в РФ лекарственных средств гражданам, болеющих тяжёлыми заболеваниями, которые входят в перечень жизнеугрожающих и представляют опасность для жизни человека или приводят к инвалидности;
- выдача лекарственных препаратов гражданам, которые болеют некоторыми тяжёлыми недугами, находятся на амбулаторном лечении и требуют постоянного приёма препаратов для поддержания нормальной жизнедеятельности. В их числе инсулинозависимые больные, страдающие от сахарного диабета.
Также денежные ресурсы затрачиваются на проведение лабораторных опытов и исследований с целью усовершенствования схемы оказания медицинской помощи населению РФ. Помимо этого, территориальные фонды финансируют некоторые прочие услуги для поддержания медучреждения в надлежащем состоянии, например, оплата благоустройства территории больницы осуществляется за счёт средств ОМС.
В ст.5 ФЗ № 326 указано, что средства обязательного страхования не могут покрывать все статьи расходов медицинских организаций. Они распределяются, чтобы обеспечить только вышеприведенные потребности. За нецелевые траты бюджетных средств, отведенных на медицинское страхование граждан, предусмотрена административная ответственность. Тем не менее судебная практика показывает, что прецеденты растраты государственных денег не по назначению – это далеко не редкость. Рассмотрим некоторые случаи.
Нельзя превышать установленный законом лимит при покупке оборудования для больниц. Это явное нарушение закона, так как граничная сумма в 100 тыс. руб., которую можно потратить с целью приобретения техники, фигурирует в ФЗ № 326.
Пример: больница приобрела аппаратуру на сумму более, чем 100 тыс. руб. за бюджетные деньги, выделяемые ТФОМС. Персонал отстаивал свою точку зрения, ссылаясь на то, что не считает это нецелевой тратой. Тем не менее суд вынес вердикт не в пользу больницы. В результате мед. учреждение вернуло всю сумму, затраченную на покупку оборудования и дополнительно выплатило штраф в размере 10% от этой суммы.
Любые денежные поощрения сотрудников бюджетного учреждения здравоохранения за счёт средств ОМС запрещены. Это касается выплаты:
- переработок – за сверхурочные рабочие часы в будни и за выход на работу в выходные и праздничные дни;
- надбавок за трудовой стаж и выслугу лет;
- средней заработной платы при увольнении медработника;
- мотивационных денежных средств сотрудникам, которые не имеют соответствующего образования.
В каждом регионе установлены свои правила расходования средств ОМС, поэтому нужно ознакомиться с постановлениями и приказами местных властей. В Трудовом кодексе говорится о том, что ТФОМС может быть источником оплаты трудовой деятельности в соответствии с установленным порядком.
Часть государственного бюджета, предназначенная для обеспечения денежной помощи за счёт средств ОМС, не предусматривает удовлетворение потребностей медперсонала в материальных благах. Из этих средств запрещено оплачивать аренду квартир и погашать обязательные взносы плательщика в госбюджет.
Ремонт жилых домов, в которых проживает медперсонал, тоже не может производится за счёт денежных ресурсов ОМС. Это касается и капитального ремонта самой больницы. Для того чтобы получить деньги на такой вид работ, необходимо просить их из госбюджета, так как это отдельная статья. Из источников страхования выплачиваются лишь взносы на содержание медучреждения.
Среди прочих нецелевых трат можно выделить:
- погашение штрафов и пеней;
- приобретение предметов мебели;
- оплата дороги работникам и пациентам;
- траты на питание медработников и больных;
- покупка оборудования для стирки белья;
- оплата сотовой связи, если она не используется для оказания медицинской помощи.
В каждом регионе проверка расходования страховых взносов осуществляется представителями ТФОМС, которые занимаются финансированием закреплённых за ними медучреждений. Помимо местных законодательных актов, регулирующих целевое распределение страховых взносов, больницы руководствуются внутренним распорядком, согласованным с ТФОМС.
Если нарушение обнаружено в ходе внутренней проверки, то следует уведомить об этом руководителя служебной запиской. В ней должны быть описаны меры по возмещению нецелевых трат. Если же использование взносов не по назначению было замечено представителем ТФОМС, он составляет акт, в котором указывается:
- информация о размере нецелевых трат;
- сведения о том, куда были потрачены деньги;
- требование о возвращении растраченных средств в бюджет фонда;
- сумма назначенного штрафа и пени.
Размер штрафов и пеней определён ст. 39 ч. 9 ФЗ № 326. Он составляет 10% от потраченной суммы плюс одна трёхсотая ставки рефинансирования ЦБ РФ. Если комиссия обнаруживает вопиющие случаи использования бюджетных денег для оплаты нецелевых трат, ТФОМС подаёт соответствующий судебный иск, и медучреждения, как правило, проигрывают такие дела.
Как и предполагают принципы одноканального финансирования из средств ОМС – это основной источник обеспечения учреждений здравоохранения материальными ресурсами для оказания медицинской помощи. Взносы, поступающие в клинику из территориальных фондов, предназначены для удовлетворения потребностей граждан в лекарственных препаратах, медицинских услугах, для оплаты труда медработников, для обслуживания медучреждения.
Однако далеко не все нужды больниц можно удовлетворять из этой части госбюджета. За нерациональное и нецелевое использование средств ОМС медицинским учреждением предусмотрена административная ответственность в виде штрафов и пеней. Кроме того, вопиющие случаи растраты бюджетных денег рассматриваются в судебном порядке.
Если вам срочно требуется юридическая поддержка по данному вопросу, то просьба срочно записаться на бесплатную консультацию к нашему юристу, чтобы избежать дальнейших неприятностей.
Также рекомендуем вам узнать более подробно про обязательное медицинское страхование в России.
Ждем ваши вопросы и лайки статьи.