Меню

Как объяснить человеку что у него сахарный диабет

Алексей: Мне 19 лет, заболел сахарным диабетом 2 месяца назад. Три недели лежал в больнице, мне врачи назначили инсулин – простой и продленный, делали капельницы, выводили кетоацидоз (сахар был 21,5, когда лег в больницу). После выписки стало лучше, сейчас работаю на своей прежней работе — барменом, часто в ночную смену.

Я мало что знаю о сахарном диабете, мне назначили инсулин – я его и колю, но то, что мне объясняли врачи – я многое не понял. Сахар в крови часто скачет – от 3,8 до 12,5 ммоль, нередко плохое самочувствие, вялость, слабость. Вы можете простым языком объяснить, что такое диабет, как его лечить и привести свои сахара в норму? Неужели мне придется жить как инвалид постоянно?

Алексей, к сожалению, сахарный диабет – это серьезное заболевание, длящееся всю оставшуюся жизнь больного, которое довольно сложно объяснить «простым языком». Но я попытаюсь.

Есть много важных вопросов, а также особенности вашего организма, которые вам обязательно нужно будет изучить. Вам крайне необходимо заняться самообразованием в области диабета, диетологии, потому что диабетические осложнения поражают, в первую очередь, тех, кто легкомысленно относится к ним.

Что такое сахарный диабет? Это хроническое заболевание эндокринной системы (подчеркиваю – хроническое, т.к. оно неизлечимо на сегодняшний день), выражающееся в неспособности организма вырабатывать необходимое количество инсулина для переработки глюкозы, поступающей с пищей (при 1 типе диабета), либо характеризующееся неспособностью утилизировать глюкозу из крови в клетки.

Для начала ознакомьтесь с общей информацией о диабете, прочитайте статью:

Следующий шаг — вам необходимо усвоить, что вы и только вы сами ответственны за свой диабет, за свой уровень сахара в крови, за то, что вы едите. Если говорить простым языком, то диабет не приговор. Сегодня, при правильном контроле за болезнью, больные сахарным диабетом доживают до 83 лет и продолжают вести активную жизнь (например, доктор Бернштейн – действующий врач-эндокринолог, диабет 1 типа у которого был выявлен в 1947 году). И таких примеров достаточно, поэтому не нужно себя записывать в инвалиды, особенно в вашем возрасте.

Оставаться здоровым с сахарным диабетом требует усилий со стороны больного по целому ряду направлений. Они включают в себя:

  • правильное питание, при котором четко подсчитывается химический состав пищи;
  • физическую активность;
  • прием назначенных лекарств в нужное время и в нужных дозах, с регулированием под особенностями своего организма;
  • ежедневное ведение дневника диабетика;
  • многократные измерения уровня сахара в крови в течение дня;
  • ежегодная сдача многочисленных медицинских анализов, а также контроль не только за уровнем глюкозы в крови, но и за артериальным давлением, уровнем холестерина в крови и состоянием своих ног.

Если говорить простыми словами, то при сахарном диабета 1 типа организм самостоятельно не вырабатывает инсулин, необходимый для транспортировки глюкозы из крови в клетки. Таким образом, больной вынужден вводить инсулин извне.

Крайне важно научиться правильно рассчитывать дозировку инсулина – его необходимо ровно столько, сколько глюкозы вы получили из пищи. Если вы прогадаете с дозой, то уровень сахара в крови повысится (при недостатке инсулина) или понизится (если вы ввели инсулина слишком много).

Подумайте над словами Эллиота Джослина: «Инсулин — лекарство для умных, а не для дураков, будь то врачи или пациенты».

При втором типе диабета проблема другая – инсулин поджелудочная железа вырабатывает, но он не может попасть в клетки и начать свою работу. Поэтому диабетик вынужден принимать таблетки (Метформин и другие), чтобы помочь клеткам наладить правильное взаимодействие с инсулином для утилизации глюкозы из крови.

Подробнее о различиях 1 и 2 типа сахарного диабета читайте в нашем материале:

Прием лекарств в правильных дозировках является первым шагом для компенсации любого типа диабета. Без разницы, принимаете ли вы таблетки, делаете инъекции инсулина или лечитесь комбинированно, трудно лечить диабет, если не подобрана правильная доза препарата. Этот процесс может занять некоторое время. Если уровень вашего сахара в крови скачет, то вам необходимо сказать об этом врачу и, при необходимости, опять лечь на стационарное лечение для подбора адекватной дозы инсулина.

Самому подбирать дозу инсулина опасно, она должна назначаться под наблюдением врача, особенно при дебюте диабета, когда больной еще неопытен.

Необходимо кратко упомянуть об осложнениях сахарного диабета. Попросту говоря, диабет сам по себе не так опасен, как его долгосрочные осложнения. Если у вас хронически повышен сахар в крови, то он как наждачная бумага портит ваши сосуды. В эти микротрещины устремляется холестерин – вещество, которое в организме отвечает за «латание дыр». При повышенном сахаре в крови сердечно-сосудистая система испытывает вялотекущее воспаление – состояние, при котором русла кровеносных сосудов (особенно мелких) постоянно испытывают микроповреждения, а поэтому в них всегда устремляется большое количество холестерина. В результате этого со временем формируется грозное заболевание — атеросклероз сосудов, при котором формируются холестериновые бляшки, которые приводят к инфарктам и инсультам.

Кроме того, при плохо компенсированном сахарном диабете страдают мелкие сосуды, из-за чего начинаются осложнения в глазах и почках. Диабет «любит» поражать ноги – они со временем теряют чувствительность и нервную проводимость из-за ухудшения кровоснабжения, поэтому любой порез, мозоль или натоптыш могут вызвать гангрену и ампутацию.

Чтобы развитие диабетических осложнений отложить на более длительный срок, нужно тщательно соблюдать баланс между дозировкой лекарств и пищей.

Читайте подробнее об осложнениях диабета в следующих статьях:

Научитесь считать количество белков и углеводов в пище. Уровень сахара в крови поднимают, прежде всего, углеводы, особенно рафинированные (сахар, шоколад, выпечка, конфеты). От таких «быстрых» углеводов следует отказаться, т.к. резкое повышение уровня сахара в крови очень вредно для сосудов — происходят их спазмы. Если при повышенном сахаре в крови поставить инсулина больше, чем необходимо, то сахар резко снизится. Такая ситуация называется «диабетическая горка». Так резко понижать свою гликемию категорически запрещено, как и переедать быстрыми углеводами при гипогликемии.

Не забывайте и о белках – они тоже влияют на повышение сахара в крови, но во вторую очередь, не так сильно, как углеводы. Количество белков также следует учитывать в своем рационе и при приеме лекарств.

Жиры повышают уровень сахара в крови столь незначительно, что они обычно не учитываются при подсчете дозы инсулина.

Подробнее о питании при сахарном диабете читайте:

Сейчас становится очень популярной низкоуглеводная диета для компенсации сахарного диабета. Скажу сразу – врачи вам не будут ее рекомендовать, т.к. современная диабетология придерживается постулатов, сложившихся еще с советских времен, что необходимо есть достаточное количество углеводов и компенсировать их довольно большими («промышленными») дозами инсулина или таблеток.

Но последние исследования, проводимые в Европе и США, доказывают, что диета с ограничением углеводов достаточно хороша, чтобы поддерживать уровень сахар в крови в норме. Типичный пример – доктор Ричард Бернштейн, заболевший диабетом 1 типа в 1947 году и в 60-е годы XX века уже получивший массу осложнений и проблемы с почками, соблюдая рекомендованную врачами диету с ограничением жиров и большим количеством углеводов (такую же диету рекомендуют и наши врачи, у нас ее называют «Диета №9» или «Стол 9»). Потом, опытным путем, он выяснил, что если ограничивать углеводы в пище, то можно ставить гораздо более низкие дозы инсулина и легче контролировать свой уровень сахара в крови («Метод малых нагрузок»). И на свой страх и риск Бернштейн стал самостоятельно соблюдать такой тип питания. Во что это вылилось? Сахара стали идеальными, холестерин пришел в норму, а осложнения диабета удалось повернуть вспять (у него в то время уже была диагностирована протеинурия — серьезное осложнение на почки). После чего он, в сорок с лишним лет, будучи инженером по образованию, пошел учиться на врача-эндокринолога, чтобы люди и врачи стали прислушиваться к его методу излечения сахарного диабета. Сейчас доктору Бернштейну 83 года, он до сих пор ведет медицинскую практику в предместье Нью-Йорка и каждый день занимается в тренажерном зале.

Подробнее про низкоуглеводную диету читайте:

После ознакомление примите решение, что вам ближе – лечить сахарный диабет при помощи Диеты №9, которая рекомендуется большинством врачей, либо попробовать сесть на низкоуглеводную диету. Я всем рекомендую второй вариант.

Далее, вам необходимо узнать, что такое гипогликемия? Нередко это знание спасает жизнь диабетику. Гипогликемия (врачи и больные называют ее более ласково – «гипа») – это опасное кратковременное состояние больного сахарным диабетом при котором уровень сахара в крови снижается ниже допустимых значений. Больному срочно нужно съесть что-то сладкое, чтобы поднять уровень сахара в крови до нормальных значений (конфету, 1-2 кусочка сахара, 1-2 ложки варенья, печенье, мед, таблетки глюкозы и т.д.). Те, кто практикует «метод Бернштейна», при первых признаках «гипы» (она у них протекает гораздо мягче, т.к. ставятся небольшие дозы инсулина) принимают таблетки глюкозы или декстрозы (например, Dextro4, которая продается у нас). Обычно такие таблетки содержат по 4 грамма быстрых углеводов, что хватает для точного купирования гипогликемии, с точностью до +/- 0,5 ммоль/л.

Это научный подход, а теперь сравните его с советами традиционных врачей, которые рекомендуют съесть 1-2 куска сахара, конфету, печенье и т.д. Кто знает, как высоко поднимется уровень сахара в крови после этого, можно легко получить рикошетную гипергликемию. Важно не переборщить со сладким, такие скачки уровня сахара в крови вредны для сосудов.

Подробнее о гипогликемии читайте в наших статьях:

Если у вас повысился уровень сахара в крови, вам нужно быстро и эффективно снизить его. Это сделать не так просто неискушенному диабетику, поэтому обязательно прочтите этот материал:

Физические упражнения заставляют организм сжигать глюкозу, поэтому они понижают уровень сахара в крови. Вы должны знать, что перед физической нагрузкой нужно снижать дозировку инсулина или лекарства, либо принимать больше углеводов. Необходимо научиться держать сахар на уровне и во время нагрузки. Ричард Бернштейн, когда занимается в тренажерном зале, съедает каждые 15-30 минут по 0,5 таблетки Dextro4 (или 2 грамма быстрых углеводов), что позволяет ему поддерживать сахар в нужном диапазоне.

Физическая активность понижает резистентность к инсулину, которой страдают большинство больных диабетом 2 типа и люди с ожирением. Спорт повышает чувствительность организма к инсулину, что очень полезно для лечения сахарного диабета.

Вот что пишет про физическую активность доктор Бернштейн:

«Энергичные, продолжительные физические нагрузки — это следующий уровень нашей программы лечения диабета после диеты. В идеале, физическая активность должна сопровождать любую программу потери веса или лечения резистентности к инсулину (при диабете 2 типа).

Многочисленные исследования установили связь между хорошим здоровьем и позитивным мышлением. Если у вас сахарный диабет 1 типа, как и у меня, энергичные упражнения напрямую не могут улучшить контроль сахара в крови, в отличие от диабета 2 типа, но физическая активность может оказать большое позитивное влияние на вашу самооценку. Это возможно, если вы будете держать свой уровень сахара в крови в норме и регулярно усиленно тренироваться. Заниматься так, чтобы быть в лучшем физическом состоянии, чем ваши друзья, не имеющие диабета. Кроме того, по своему опыту я скажу, что больные сахарным диабетом 1 типа, занимающиеся регулярными физическими упражнениями, склонны лучше заботиться о своем уровне сахара в крови и диете.

Давно известно, что физические нагрузки повышают уровень хорошего холестерина и снижают уровень триглицеридов в крови. Недавние исследования показали, что бодибилдинг (анаэробные, а не аэробные упражнения) также снижают уровень плохого холестерина. Есть даже доказательство того, что атеросклероз (затвердение артерий) может быть обратимым у некоторых лиц. Мне более 80 лет, я усиленно ежедневно тренируюсь и вообще не ем фрукты, у меня диабет 1 типа в течение шестидесяти пяти лет, и я ем яйца на завтрак каждый день. Где мой холестерин? Он находится в очень здоровом диапазоне, лучше, чем у многих людей, не имеющих диабета. Частично это связано с моей диетой с низким содержанием углеводов, но также с моей ежедневной программой упражнений».

Подробнее про физическую нагрузку при сахарном диабете читайте:

Наконец, если вы работаете барменом, вы должны знать, как алкогольные напитки влияют на уровень сахара в крови? Если вы инсулинозависимый диабетик, вы должны быть осторожными о выпивке. Этиловый спирт, который является активным ингредиентом в крепких спиртных напитках, а также сухое вино, не оказывают прямого влияния на уровень сахара в крови, потому что организм не превращает его в глюкозу. Водка, коньяк, джин, сухое вино не повышают уровень сахара в крови.

С другой стороны, спиртные напитки, содержащие углеводы, могут значительно поднять уровень сахара в крови. Например, пиво. Если его выпить один бокал 330 грамм, то уровень сахара в крови существенно не поднимется. Но если пить пиво в традиционных больших дозах, то ваши сахара будут высокими. Это касается и алкогольных коктейлей, в которых сахар является важным ингредиентом, а также сладких и полусладких вин. Поэтому, внимательно изучите механизм воздействия алкоголя на больных сахарным диабетом и не злоупотребляйте им:

Очевидно, что «простого» решения проблемы сахарного диабета не бывает. Хороший контроль за диабетом подразумевает не только выверенную дозировку лекарств, но и комплексный подход, а также массу знаний об этой болезни. В настоящее время еще не придумали способ полного излечения от сахарной болезни, но обуздать эту болезнь и жить с ней долго — возможно.

источник

Существует категория родителей, которым приходится жить с мыслью о том, что мой ребенок диабетик.

Дети не часто страдают данным заболеванием, но его развитие может проявиться в результате воздействия многих факторов.

Каким образом сопоставляются понятия «сахарный диабет и детский сад» и как объяснить ребенку, что он отличается от своих сверстников, вынужден жить не совсем так, как другие?

Сахарный диабет представляет собою эндокринное заболевание, которое проявляется в виде неспособности поджелудочной железы вырабатывать гормон инсулин в необходимом для организма количестве. Существует два основных типа патологического процесса.

Инсулиннезависимая его форма предусматривает развитие нечувствительности клеток и тканей к вырабатываемому поджелудочной железой инсулину. Таким образом, поступаемый сахар не способен перерабатываться в энергию и усваиваться внутренними органами.

Инсулинозависимая форма патологии проявляется в виде поражения бета-клеток, которые отвечают за выработку инсулина. Таким образом, поступаемый вместе с пищей сахар не расходится по всему организму в виде энергии, а остается накапливаться в крови человека.

Читайте также:  Сахарный диабет при пониженной массе тела

Как правило, дети чаще всего болею сахарным диабетом первого типа. Одной из главнейших причин Склонность к инсулинозависимой форме заболевания от матери проявляется всего у пяти процентов рожденных детей. При этом со стороны родного отца, наследственность к сахарному диабету первого типа немного увеличивается и достигает десяти процентов. Случается, что патология может развиваться со стороны обеих родителей. В таком случае, ребенок имеет повышенный риск к сахарному диабету первого типа, который может достигать семидесяти процентов.

Инсулинонезависимый тип заболевания характеризуется более высоким уровнем влияния наследственного фактора и увеличивает генетическую предрасположенность к диабету. Как свидетельствует медицинская статистика, риск проявления ген диабета у ребенка, в случае, если один из родителей является носителем патологии, составляет примерно восемьдесят процентов. При этом наследственность к диабету второго типа возрастает практически до ста процентов, если заболевание коснулось и мать, и отца.

Существуют и другие факторы, которые могут стать причиной развития патологии.

Такими факторами являются ожирение, малоактивный образ жизни и частые простудные заболевания (ОРВИ).

Опасность развития сахарного диабета заключается в том, что на начальных этапах, он может не проявлять никаких симптомов.

Ярко выраженная симптоматика заметна уже тогда, когда болезнь набирает обороты своего развития. В такой момент необходимо действовать незамедлительно, чтобы не начали проявляться опасные для жизни ребенка последствия.

Медицинские специалисты рекомендуют обратить внимание на наличие трех основных признаков, которые начали проявляться у ребенка – он много пьет, ест и писает. Именно такие сигналы должны стать поводом к обращению в медицинское учреждение.

Сопутствующими симптомами, на которые следует обратить особое внимание, являются следующие:

  • проявление неприятного запаха ацетона изо рта;
  • на коже могут возникать различные сыпи и гнойные фурункулы;
  • общее ухудшения состояния ребенка, постоянное чувство усталости и вялость, ухудшение памяти с постоянными головокружениями и головными болями;
  • беспричинно может возникать тошнота и рвота.
  • малыш становится капризным и раздражительным.
  • могут наблюдаться скачки температуры тела.

Иногда несвоевременная госпитализация ребенка может привести к возникновению состояния диабетической комы.

Именно поэтому, важно установить течение патологии на начальных этапах ее проявления.

Уход за детьми, страдающими сахарным диабетом, должен осуществляться по определенным правилам и медицинским рекомендациям.

Приходит момент, когда родителям необходимо рассказать малышу о его заболевании. Как правильно объяснить ребенку, что у него сахарный диабет?

Существует тонкая грань между оказанием поддержки и чтением лекций, потому родителям следует выражать свою озабоченность в заботливой манере.

Для детей любого возраста общение с другими детьми с сахарным диабетом может послужить прекрасной группой поддержки, так как они не будут чувствовать себя сильно отличающимися от других сверстников.

В зависимости от возраста малыша, следует подходить к разговору о развивающемся заболевании:

  1. Груднички и младенцы не могут понять, в чем состоит необходимость постоянных замеров сахара с проколами пальчиков или инъекций инсулина. Начиная с такого возраста, следует привить малышу, что данные процедуры являются частью его жизни, как прием пищи или сон. Выполнение всех манипуляций должно быть быстрым, легким и спокойным.
  2. Дети дошкольного возраста, как правило, очень любят сказки. Можно внести некоторые интерпретации в любимые истории и рассказать повесть о «красавице и чудовище». В роли чудовища будет выступать невидимый зверь, который требует постоянных замеров уровня сахара, контроля над едой и определенной дисциплины. Одновременно с такими рассказами, следует приучать ребенка к самостоятельности и самоконтролю.
  3. С возрастом дети-диабетики становятся все более самостоятельны, у них начинает проявляться интерес делать что-то без помощи взрослых. Обсуждение развивающегося заболевания должно проходить в дружелюбном тоне. Родители должны хвалить ребенка, который принимает на себя некоторые обязанности в контроле над болезнью.

Болеющие сахарным диабетом дети, как правило, рано взрослеют, ведь им необходимо постоянно контролировать себя, соблюдать дисциплину, правильно питатиться, заниматься необходимыми физическими упражнениями.

Каждый шаг должен осуществляться под их же контролем и анализом действий.

Если ваш ребенок – диабетик необходимо создать специальные условия и особенности ухода за ним.

Основное правило, о котором должны помнить все мамы и папы заключается в том, что сахарный диабет не является поводом ограничивать малыша во многих радостях и ущемляеть его счастливое детство.

Памятка для родителей, у которых проявляется диабет у ребенка, состоит из нескольких рекомендаций.

Основными рекомендациями являются следующие:

  1. Необходимо объяснить ребенку, что особенности его заболевания не могут повлиять на общение со сверстниками. Ведь часто дети стесняются рассказывать своим друзьям в школе о наличии у них диабета. Современный мир, в том числе и в детском возрасте может быть жестоким. Следует научиться постоянно поддерживать своего малыша морально, не позволяя ему принимать возможные насмешки от других детей.
  2. Не смотря на то, что к детям с сахарным диабетом в детском саду или школе необходим особый подход, не стоит ставить ограничения в возможности общаться со сверстниками. Часто родители совершают фатальные ошибки в виде постоянного контроля, запретов играть с друзьями, бесконечных звонков. Если игры с другими детьми и другие развлечения приносят ребенку положительные эмоции, необходимо предоставить ему возможность получать эту радость. Ведь пройдет время и мама привыкнет к мысли, что «у моего ребенка диабет», а он, в свою очередь, всегда будет помнить о существовавших ограничениях в детстве.
  3. Не стоит прятать от малыша различные сладости, находящиеся в доме, если не возникает такой необходимости. Такой подход будет его обижать. Правильно объяснив ребенку о его заболевании, можно не сомневаться – малыш не подведет своих родителей. Если же дитя прячется для поедания различных вкусностей, необходимо провести с ним серьезную беседу, но без криков и ссор. Лучше всего готовить ему десерты без сахара.
  4. Ни в коем случае не причитать при ребенке, что он серьезно болен или винить его в этом. Такие ситуации, к сожалению, также не редкость. Сахарный диабет у детей, уход за ними всегда тяжело сказывается на нервной системе родителей. При этом не следует озвучивать свои мысли фразами: «почему именно у него» или «из-за этого диабета, ты неуправляемый», так как такими словами можно нанести психологическую травму ребенку.
  5. Если малыш просит записать в художественную школу или на танцы, следует прислушаться к таким просьбам и позволить ему развиваться в различных направлениях.

Диабетики такие же люди, как и все остальные, именно поэтому не стоит вводить напрасные ограничения в их жизнь.

Что такое сахарный диабет знают многие люди. Часто в обществе складывается неправильное представление о данном заболевании, которое приводит появлению различных мифов. Существует целый комплекс стереотипов, о которых следует забыть.

Детям, которые потребляют слишком много сладостей, грозит риск заразиться сахарным диабетом. На самом деле, «заразиться» сахарным диабетом первого типа невозможно. Существует опасность развития патологии у той категории малышей, у кого есть наследственная предрасположенность к болезни. Инсулинонезависимая форма диабета начинает проявляться в более зрелом возрасте. И раньше сахарный диабет второго типа считался болезнью пожилых людей. Влияние различных факторов привели к тому, что проявление болезни на сегодняшний день возможно и в более раннем возрасте – у подростков или тридцатилетних людей.

Детям, больным сахарным диабетом, категорически запрещено есть сладости. Действительно, рафинированный сахар способствует быстрому увеличению глюкозы в крови. Но, на сегодняшний день существуют различные заменители, которые предназначены как раз для диабетиков (в том числе и детей). Одним из них выступает стевия, которая не провоцирует скачки сахара в крови.

При сахарном диабете запрещено заниматься спортом. Следует учесть, что в число противопоказаний входят чрезмерные физические нагрузки, а занятия спортом могут послужить отличным поводом для снижения и нормализации высокого уровня глюкозы. Существует множество примеров знаменитых людей-спортсменов, которым был поставлен данный диагноз. Заболевание не является поводом заниматься аэробикой, плаванием и другими видами спорта. Более того, правильно подобранные и умеренные физические нагрузки входят в комплексное лечение патологии.

Инсулинозависимый сахарный диабет (первого типа) может пройти с взрослением ребенка. На самом деле, такая форма заболевания не подлежит полному излечению и необходимо научиться жить с данным диагнозом.

Сахарным диабетом можно заразиться. Сахарный диабет не является одной из форм ОРВИ и это не инфекция, передаваемая от человека к человеку. В группу риска входят дети диабетиков, которые в связи с наследственностью, могут получить предрасположенность к заболеванию.

О диабете у детей расскажет доктор Комаровский в видео в этой статье.

источник

Дети, как правило, находят способ объяснить своим одноклассникам, что такое диабет, но вы можете помочь им с тем, чтобы начать этот разговор на правильной ноте. На самом деле, специалисты рекомендуют проводить подобные беседы с одноклассниками вашего ребенка в начале каждого учебного года, чтобы избежать недопонимания со стороны школьников и даже, возможно, каких-то издевательств.

Так что же вы скажете классу, полному детей, о диабете? Вот несколько советов для создания правильного представления.

Почему разговоры о сахарном диабете так важны.

Учителя вашего ребенка, школьная медсестра и директор школы в курсе заболевания вашего сына или вашей дочери, так почему же важно, чтобы и одноклассники узнали, что такое сахарный диабет 1 типа? «С одной стороны, из-за риска гипер- или гипогликемии,» — считает Бетани Кинг, социальный работник и сотрудник детской больницы в Колумбусе, штат Огайо, — «Чем больше будет людей, которые понимают, что такое сахарный диабет, тем в большей безопасности будет находиться ваш ребенок». «Так как диабет является «невидимым» заболеванием,» — добавляет Вайнола Вейн, медсестра вышеуказанной больницы, — «Важно рассказать одноклассникам о некоторых признаках низкого уровня глюкозы, и тогда дети смогут предупредить взрослых, чтобы помочь». Открытое обсуждение также важно для предотвращения неправильного представления о том, что такое диабет, в том числе, страхов, связанных со словом «болезнь». Как говорит Вейн: «Важно, чтобы дети понимали, что да, диабет – это болезнь, но это не то заболевание, которым можно заразиться, как, например, простудой». Информирование одноклассников может также помочь избавить вашего ребенка от смущения, которое он может испытывать. «В некотором смысле, когда ребенок скрывает от других наличие у него или нее диабета, это означает, что есть что-то, чего он стесняется или стыдится,» — говорит Кинг. «Существует большое количество заблуждений о том, что такое диабет. Обсуждение этой темы с одноклассниками и развенчивание подобных мифов может предотвратить какие-то разочарования, с которыми ваш ребенок может столкнуться на жизненном пути».

Разговоры, соответствующие возрасту.

То, что вы расскажете перед классом, и темы, которые будете обсуждать, должны быть основаны на том, что интересует и занимает детей в данном возрасте. Соответствующие возрасту разговоры включают в себя следующее:

Когда пришло время поговорить с одноклассниками своего сына в подготовительном классе начальной школы Кристина Д. договорилась с учителем, чтобы прийти в класс на первой неделе учебного года. «Все дети собрались вокруг меня, ожидая услышать историю о том, как обезьянка Коко пошла в школу, из книги, которую нам посоветовали (прим. «Правило 15»: имеется в виду книга «Coco goes back to school»). Она им понравилась. После прочтения этой истории, я сказала им, что также как и у Коко, у их одноклассника (моего сына) сахарный диабет, и все они могут помочь ему, с пониманием относиться, когда ему нужно выйти из класса, чтобы сходить в кабинет медсестры и проверить уровень глюкозы». Вейн согласна с тем, что чтение детям подобных книг в младших классах может быть очень эффективным. Она также предлагает использовать подход «показывать и рассказывать». «Принесите с собой то, что ваш ребенок использует в управлении своим диабетом, например, глюкометр или шприц-ручки, так дети смогут поближе познакомиться с тем, как они работают», — рекомендует она. И если ваш ребенок не использует дискомфорта, он или она может помочь вам, рассказав своими словами, что именно он с ними делает. Другим интересным элементом обучения, который могли бы использовать родители, Вейн считает игрушки, на которых вы можете продемонстрировать измерение уровня глюкозы крови с помощью глюкометра и инъекции инсулина. Важно рассказать одноклассникам, что ваш ребенок может есть ту же самую еду, что и другие дети, и может принимать участие во всех мероприятиях, включая уроки физкультуры и занятия спортом после уроков или выходным. И Вейн, и Кинг рекомендуют выделить достаточно времени для ответов на вопросы, так как у маленьких детей обычно их много! «Будьте готовы к тому, что школьники зададут вопрос, могут ли они заразиться диабетом, если ваш ребенок чихнет на них или кашлянет,» — говорит Кристина, – «Сейчас мой сын ходит в пятый класс, и каждый год я слышу разные вариации этого вопроса. Подготовьте ответ заранее». Если это поможет, попросите медсестру также присутствовать на этой встрече и помочь с ответами.

Школьники третьего, четвертого и пятого классов уже могут начать изучать основы биологии. Для детей этой возрастной группы также полезно использовать подход «показывать и рассказывать», чтобы объяснить, что такое диабет, но не удивляйтесь, если вы услышите от одноклассников довольно сложные вопросы. «Во время презентации, которую я проводила в начале третьего класса, один школьник спросил меня, почему инсулин не вводят непосредственно в вену, чтобы быть точно уверенным, что он попал в кровь, где, собственно, и находится глюкоза. Осознание, что восьмилетний мальчик имеет достаточное представление о строении тела и о том, что такое диабет, взорвало мне мозг,» — признается Кристина.

Что еще работает для детей этого возраста? Игры, игры и еще раз игры! «Я пришла как-то на один из уроков здоровья в четвертом классе и мы стали играть в игру «Diabetes Bingo», что стало просто-таки хитом. Я задавала вопросы, как, например: «Три симптома низкого уровня сахара крови?» и дети должны были проверить свои карты, – «Потливость, дрожь, слабость». Мы прекрасно провели время, и они многому научились.

Начиная с двенадцати лет и в раннем подростковом возрасте, не удивляйтесь, если вы начнете принимать участие в презентации, сидя в классе на задней парте. «Часто в таком возрасте родители помогают своим детям, но по большей части рассказывает о своем диабете сам ребенок, а не родители,» — говорит Вейн.

Читайте также:  Отекают ноги у больного сахарным диабетом

Что еще может помочь в средней школе? «Многим школьникам нравятся компьютерные презентации с рассказами о знаменитостях, особенно спортсменах с сахарным диабетом. Это представляет интерес для молодежи и показывает, что диабет не ограничивает участие вашего ребенка с диабетом в спортивных и прочих мероприятиях,» — говорит Кинг.

Кинг также отмечает, что некоторые ученики средней школы предпочитают рассказывать о диабете, частично с помощью медицинской или спортивной презентации.

Вашему ребенку диагностировали сахарный диабет в начальной школе или даже в более раннем возрасте? «Обычно дети перестают проводить подобные презентации в старших классах, если им поставили диагноз «диабет» ранее, так как они, как правило, учатся с теми же самыми одноклассниками,» — говорит Кинг, — «Однако подростки, которым диагностировали диабет именно в этом возрасте, могут обсудить диагноз со своими родственниками, подготовить какой-то научный проект о диабете или попросить рассказать о заболевании группе учителей».

Вейн предлагает поговорить с вашим старшеклассником о том, будет ли он чувствовать себя комфортно, чтобы рассказать о диабете своим одноклассникам или предпочитает не вводить их в курс дела.

Подходящее время.

Начало учебного года может казаться логичным выбором для проведения подобных встреч с одноклассниками. Но любое время – подходящее для того, чтобы одноклассники могли побольше узнать о диабете. По словам Кинг: «Даже если ребенку диагностировали диабет в середине учебного года, самое важное – поделиться информацией с другими».

источник

Как объяснить ребенку, что у него сахарный диабет? В раннем возрасте дети еще многого не понимают, их очень сложно заставить внезапно сесть на диету или начать жизненно необходимые инъекции инсулина.

Многие родители спрашивают, как это сделать? Я на подобные вопросы всегда отвечаю – попробуйте сказку. Ведь именно сказка поможет на понятном для малыша языке передать смысл проблемы. И пусть со временем ребенок вырастет, и тонкости лечения и профилактики диабета вы сможете объяснить взрослым языком, но пока, лет до 8-10 вам помогут только сказки.

Если вы хотите рассказать сказку, обязательно выберите время, когда ребенок спокоен и расслаблен. Я всегда советую делать это перед сном, а сказка, рассказанная мамой несколько дней подряд, лучше всего запомнится малышом.

Придумайте сюжет сами, а если нет идей, прочитайте мою. Эта сказка для девочки, но если пофантазировать, можно легко ее переделать и под мальчика.

Красавица и маленькое чудовище: сказка про сахарный диабет

Давным-давно жила на свете маленькая девочка. Она очень напоминала мне тебя, доченька.

Онажды девочка заболела. Лежа в кровати, с высокой температурой и больным горлом, она заснула. Ей приснился интересный сон.

Далекий и таинственный остров, на котором девочка оказалась, был пуст и безлюден. Вдруг откуда не возьмись появился волшебник.

— Здравствуй милая девочка, как тебя зовут?, — спросил он.

— Называй меня просто Мелитус, я волшебник этого острова и хочу тебе сделать небольшой подарок.

Внезапно в руке чародея появилась коробочка, на которой был нарисован синий кружок.

Девочка раскрыла коробку, но та оказалась пустой. Мелитус объяснил, что внутри находится маленький зверек, который теперь будет жить вместе с девочкой всю жизнь, и самое главное – ей придется быть внимательной и постоянно о нем заботиться.

— Теперь каждый день будешь давать ему магическую сыворотку, но одно условие ты непременно должна соблюдать – эликсир может попасть в организм животного только через волшебную иголку!

Мелитус рассказал, что если по какой-то причине Аня даст слишком много или слишком мало этой сыворотки, зверьку станет очень плохо. И каждый день количество волшебного эликсира ей придется считать самой.

— А как узнать, что с моим животным все в порядке и я дала столько эликсира, сколько требуется именно сегодня?, — спросила она сильно волнуясь.

— Для этого, сказал Мелитус, тебе придется каждый день прокалывать свой пальчик, а капельку крови помещать в специальную машину. Эта машина выдаст зашифрованное сообщение, прочитав которое ты поймешь, сколько необходимо эликсира и как дальше ухаживать за своим невидимым зверьком.

— А могу ли я отпустить животное, когда оно вырастет? Если я поеду к бабушке, можно оставить его дома с мамой?

— Нет, ответил волшебник, зверь постоянно будет внутри тебя. Родители только помогут ухаживать, но отдать его ты никому не сможешь.

Волшебник рассказал, что девочка будет расти, а вместе с ней вырастет и ее маленький зверь. С годами он станет привередливым, будет просить больше внимания, возможно, даже захочет поцарапать девочку за ноги, почки, или сердце, но она должна быть сильной и все выдержать.

Аня расплакалась, для нее слова волшебника прозвучали как наказание. Мелитус попытался успокоить и сказал самые важные слова:

— Обещаю, что однажды, возможно через 10-20 лет, я избавлю тебя от ухода за животным, но при условии, что ты, Аня, уже сейчас начнешь правильно о нем заботиться.

В этот момент волшебник исчез, а девочка вытерла последнюю слезу и заметила, что уже находится ни на каком острове, а сидит в спальне на своей любимой кровати. Она переоделась и пошла гулять на улицу.

Шли дни, недели, месяцы, годы. Аня старалась правильно ухаживать за своим зверьком, но постепенно силы заканчивались, и все чаще приходилось плакать от отчаяния. Надоело постоянно думать, сколько эликсира нужно сегодня, а сколько завтра. Пальчик болел от постоянных проколов ради заветных капелек крови.

Аня хотела жить как все и вместо этого привередливого зверя завести кошку или собаку. Каждый раз засыпая, возвращалась на таинственный остров, где искала волшебника. Она очень сильно хотела попросить его избавить от наказания.

Но вместо волшебника находила таких же мальчиков и девочек , которые тоже заботились о своих животных. Во сне они дружили, шутили и смеялись, и тогда становилось гораздо легче. Аня стала понимать, что она не одна, и у многих есть подобные проблемы, с которыми можно жить.

Через месяц в школе она познакомилась с девочкой, у которой был такой же невидимый зверек. И если раньше было легко только во сне, то теперь и наяву стало жить проще.

Аня поняла, что она не одинока и ей хватит сил пройти испытание. Настанет день, когда невидимые звери навсегда покинут Аню и ее друзей.

Только надо верить в лучшее и все обязательно получится.

источник

Диагноз инсулинзависимый сахарный диабет у детей ставиться не слишком часто. Но если он уже поставлен, родители воспринимают его как смертельный приговор. Если взрослые со страхом воспринимают такую болезнь, то сам ребенок тоже не может к ней начать относиться спокойно.

Самое страшное, что малыш или подросток начинает чувствовать себя неполноценным или инвалидом. Вина родителей и некоторых некомпетентных врачей в этом есть однозначно. Таким детям может быть намного проще в жизни, если бы болезнь воспринималась как нежелательное, но не трагическое явление. Как же правильно объяснить маленькому человеку о его заболевании и не дать почувствовать себя смертельно больным?

Очень важно, чтобы все о болезни и первой помощи маленькому пациенту знала вся семья. Другие, как младшие, так и старшие дети не должны чувствовать себя обделенными вниманием, а сам малыш с сахарным диабетом — не быть избалованным родительской опекой. Да, ему необходимо напоминать об инъекциях инсулина и готовить «другую» еду, но это не делает ребенка особенным. Подчеркивать разницу в здоровье детей излишней заботой, значит, очередной раз напоминать и ему, и окружающим, что у него что-то не так. Желательно, чтобы на прием к детскому эндокринологу с ребенком сходил каждый член семьи. Это поможет устранить неграмотность бабушек в отношении диабета, и получше понять папе и дедушке, что же представляет из себя эта болезнь под непонятным, но ужасающим названием «сахарный диабет». Ребенку начнет объяснять про его болезнь врач, но малыш часто лучше воспринимает слова мамы. Эти родительские объяснения должны быть предельно щадящими, не внушать ребенку страх смерти или инвалидности. Наоборот, слова мамы должны успокаивать ребенка и пояснять, что с этой болезнью можно жить долго и счастливо, только для этого необходимо выполнять некоторые правила. Просто у диабетика свои правила, несколько строгие, но зато при их исполнении гарантировано поддержание здоровья на вполне приличном уровне.

Не пропускать инъекции и вовремя питаться, избегать опасных продуктов — все это конечно важно. Стоит понять, что заставлять это делать регулярно крайне сложно. И категорически нельзя манипулировать ребенком, угрожая ему смертью от комы. Это ни к чему хорошему, кроме невроза у ребенка не приведет. Выработка режима дня, прививание здорового образа жизни, использование современных средств для напоминания о необходимости инъекции — вот вполне приемлемые и эффективные способы помочь ребенку привыкнуть к своей болезни и позволить легче усвоить, что забота о своем здоровье и диета необходима ежедневно. И не стоит обременять ребенка своей опекой, лучше помочь ему проявить ответственность и выработать самоконтроль. Если ребенок еще маленький, то, понятно, что самостоятельно за всем следить он не сможет, но уже в школьном возрасте он вполне может сам знать и понимать о диабете практически все и даже самостоятельно колоть себе инсулин в необходимое время. Еще обязательно стоит объяснить ребенку, что стесняться диабета не имеет смысла. О нем должны знать и одноклассники и учительница. Все во избежание неприятных ситуаций. Учительница, кстати, обязательно должна быть проинформирована о мерах первой помощи такому ребенку.

Хотелось бы коснуться основных правил, без которых разговор с ребенком о диабете будет неполным или неправильным. Вот они:

• Говорить, а не утаивать. Уже с двух лет можно потихоньку пояснять крохе, что у него болит и почему необходимо ходить в больницу, а уколы колоть ежедневно. Конечно, научных терминов в разговоре быть не должно, ребенка информация не призвана пугать, а только пояснять непонятные ему состояния и действия;

• Однозначность. Не стоит разрешать и запрещать одни и те же вещи. Если нельзя сегодня и вчера, то даже добрая бабушка не может позволить это завтра. Это следует понимать всем членам семьи. Высказывания мамы и папы, бабушки и дедушки относительно болезни также не должны разниться между собой;

• Учить говорить. Разговоры с ребенком должны помочь ему воспринимать себя нормальным и легко рассказывать о своей болезни другим;

• Внушать уверенность в себе и своем будущем. Кто если не родители, помогут ребенку легче адаптироваться в обществе, воспринимать себя таким какой есть и считать полноценным счастливым человеком? Для этого вся семейная обстановка и даже разговоры вне присутствия ребенка не должны насаждать мнение об инвалидности или неполноценности маленького пациента. Напротив, необходимо проявлять мудрость и такт. Еще очень важно самому осознать, что диабет при правильной поддержке инсулином и рациональном образе жизни вполне безопасен, а осложнения редки.

Родители обязаны сделать для ребенка все, чтобы он чувствовал себя обычным, хотел жить и радоваться каждому дню, не испытывал страха. Сделать это не трудно, особенно в тандеме с хорошим врачом.

источник

Вот список психологических причин диабета, которые указывают авторы, занимавшиеся исследованием этого вопроса. Все они указаны в таблице психологических причин болезней. Сначала их рассмотрим, а потом проведем анализ на основе этих и других данных.

1) Тоска по несбывшемуся. Сильная потребность в контроле. Глубокое горе. Не осталось ничего приятного.
2) Диабет бывает вызван потребностью контролировать, печалью, а также неспособностью принимать и усваивать любовь. Диабетик не выносит привязанности и любви, хотя жаждет их. Он бессознательно отвергает любовь, несмотря на то, что на глубинном уровне испытывает сильнейшую потребность в ней. Находясь в конфликте с самим собой, в неприятии себя, он не в состоянии принимать любовь от других. Обретение внутренней душевной умиротворенности, открытости на принятие любви и способности любить — начало выхода из болезни.
3) Попытки контролировать, нереальные ожидания всеобщего счастья и печаль до степени безысходности от того, что это неосуществимо. Неумение жить своей жизнью, потому что не позволяет (не умеет) радоваться и получать удовольствие от своих жизненных событий.
4) Сильный дефицит радости и удовольствия от жизни. Нужно учиться принимать жизнь такой, какая она есть, без претензий и обид, — так же, как учатся ходить, читать и так далее.

По моим личным наблюдениям, больным сахарным диабетом свойственна такая черта характера: не замечать сложностей и трудностей. Причем, не просто делать вид для окружающих, что “все нормально, ничего страшного, и так проживем”, — а именно убеждение себя в этом, до самых глубоких слоев психики. Наверное, можно выразить психологическую установку больных сахарным диабетом таким образом: “бесполезно возмущаться и бороться, все равно ничего не изменишь, главное — сохранять душевное равновесие” (под этим понимается невозмутимость). Именно вот это “сохранять душевное равновесие” такими людьми понимается неправильно. Душевное равновесие они пытаются достичь за счет неправильно понятой бесстрастности. Объясняю: для достижение правильно понятой бесстрастности человеку нужно многое испытать и пережить в своей жизни, чтобы с высоты такого опыта спокойно относиться к перипетиям судьбы. Для этого нужно достичь мудрости и обрести глубокие основы для невозмутимости. А для неправильно понятой бесстрастности человеку только и нужно, что решить, что он уже достиг мудрости, которая не всем доступна. Некоторая степень гордыни. Это приводит к тому, что человек находит легкий путь, подстраивая себя и свою жизнь к такому идеалу бесстрастности и невозмутимости. И достичь этого можно только с помощью подавления чувств (рекомендую прочитать статью по ссылке). Подавление негативных чувств приводит к склонности подавлять любые чувства. Затем из этого следует отсутствие глубоких, настоящих чувств. И невозможность испытывать настоящую радость жизни, о которой шла речь в причинах развития сахарного диабета.

Это мои личные наблюдения. Для большей объективности приведу три отрывка разных авторов.

Первый отрывок из книги: Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина:
Сахарный диабет – заболевание обмена веществ, которое развивается или при нарушении секреции инсулина b -клетками островков Лангерханса поджелудочной железы и/или при относительной резистентности периферических органов к инсулину. Сегодня различают следующие типы сахарного диабета: тип 1, или инсулинозависимый сахарный диабет (ИЗСД), и тип 2, или инсулинонезависимый сахарный диабет (ИНЗСД).
Значимость психических факторов и психофизиологического взаимодействия обсуждается на трёх уровнях: как этиологически значимый фактор, как причина острых нарушений обмена веществ и как реакция на заболевание и необходимость самостоятельного лечения.
Этиология диабета типа 1 включает генетические, иммунные и инфекционные факторы (генетическая предрасположенность – вирусная инфекция – деструктивная аутоиммунная реакция), которые в итоге ведут к разрушению b-клеток. Достаточных доказательств психологической обусловленности болезни нет.
Генетические факторы играют роль и при диабете типа 2, но имеют значение при этом и психические факторы, опосредованные через нарушения питания (избыточная масса тела) и недостаток движения.
Прежняя гипотеза о существовании этиологически значимой “диабетической личности” не подтвердилась.
Психические факторы могут прямо и косвенно влиять на уровень сахара у больных сахарным диабетом.
Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что психические перегрузки через вегетативную нервную систему непосредственно воздействуют на уровень сахара в крови. Baker и соавт. (1969) смогли продемонстрировать, как в процессе интервью по поводу ранее охарактеризованного индивидуального конфликта в семье резко повысился уровень сахара в крови у сенситивного больного с лабильными обменными процессами. Во время контрольного интервью не отмечено никаких существенных изменений.
Непрямое влияние психических факторов на уровень сахара в крови у больных сахарным диабетом проявляется их податливостью.

Читайте также:  Как пить сок свеклы при сахарном диабете

Второй отрывок из книги: Виторская Н.М. Причины болезней и истоки здоровья:
Сахарный диабет (СД) признан экспертами ВОЗ неинфекционной эпидемией и представляет собой серьезную медико-социальную проблему. В настоящее время 146,8 млн (2,1 %) жителей планеты страдает СД типа II, и по прогнозам Международного института сахарного диабета к 2010 году их число может превысить более 200 млн или 3 %.
Сахарный диабет — это эндокринное заболевание, характеризующееся постоянным повышением сахара в крови, вызванное недостаточной продукцией или действием инсулина, что приводит к нарушению всех видов обмена веществ, поражению сосудов (ангиопатии), нервной системы (нейропатии), а также других органов и систем.
Основная причина всех метаболических нарушений и клинических проявлений сахарного диабета — это дефицит инсулина или его действия. Инсулин способствует утилизации (использованию) глюкозы в клетках, образованию гликогена (резерв энергии). Активирует биосинтез белка, ДНК, РНК. Подавляет распад жиров. Нарушение продукции или действия инсулина ведет к смещению кислотно-щелочного равновесия в сторону повышения кислотности.
Эндокринная функция поджелудочной железы заключается в превращении глюкозы в энергию жизнедеятельности клетки. Глюкоза, прежде всего, необходима для полноценного формирования и функционирования нервной системы. Например, для образования и дифференцирования нервной ткани у зародыша ее требуется в два раза больше, чем для сердечной.
Человек, получая поддержку, помощь и участие окружающего мира, развивает свои внутренние потенциалы, раскрывается как личность, возвращая вложенную в него энергию в виде творческих дел. Сахар (символ “сладкой жизни”) — энергия любви, которую дарит нам окружающий мир для творческой активности. Важно использовать ее не только для собственного удовольствия. “В действительности удовольствие — не цель наших устремлений, а следствие их реализации”. Нужно уметь не только принимать любовь, но и проявлять ее в своем окружении, что требует ответственности и самопожертвования.
Слово диабет греческого происхождения и означает “пройти насквозь”. При сахарном диабете глюкоза буквально пролетает насквозь, не включаясь в обмен веществ, и удаляется с мочой. У диабетика ослаблена творческая переработка действительности, творческое участие в окружающих событиях.
К психическим причинам сахарного диабета можно отнести:
• стремление получать удовольствие, упиваться “сладкой жизнью”, удовлетворять собственные желания, во что бы то ни стало;
• эмоциональная лабильность, экспрессивность, импульсивность;
• отсутствие внутренней дисциплины, контроля желаний со стороны ума;
• эмоциональный подход к решению жизненных проблем;
• неумение сотрудничать, повышенная требовательность к окружающим при снисходительности к собственным слабостям и недостаткам;
• привычка обвинять других людей в своих неудачах, негативизм;
• обида на окружающий мир, непонимание происходящих событий;
• нежелание выстраивать конструктивные отношения, дарить и принимать любовь.

Третий отрывок из книги: Лууле Виилма “Боль в твоем сердце”:
Особенно тяжкий вред наносится поджелудочной железе, когда человек запрещает себе нечто хорошее, в чем он сильно нуждается. Порой человек сильно нуждается в малом зле, чтобы, усвоив его, научиться избегать большое. Кто воспитывает себя в духе чрезмерной порядочности, тот не позволяет себе ни малейшего прегрешения. А уж детям тем более.
Вред поджелудочной железе причиняется не только запретами, касающимися пищи. Ей вредит запрещение как таковое. Ведь желания проистекают из потребностей. Потребности превращаются в желания от страха. Кто живет, сообразуясь с потребностями, тот довольствуется малым. У кого потребность превращается в желание, тому подавай все больше и больше. Страдая от этого сам, человек начинает себя ограничивать. В результате страдания усугубляются. Научитесь высвобождать желания, а вместо запретов спрашивать себя: “Нужно ли мне это?” И Вы почувствуете, что нужно и что не нужно. В жизни нужно все, чего желает душа, но только в меру.
Запрет выражается словами: “Не смей. Нельзя. Не делай”. А также множеством других вариантов, в которых фигурирует частица “не”. Чем реже эти фразы повторять, тем лучше. Если до ребенка запрет с первого раза не доходит, то на второй раз его нужно преподать в решительном духе так, чтобы ребенок понял, что с ним не шутят. Если же родитель сам не уверен, можно или нельзя, почему можно и почему нельзя, то от запретов следует воздержаться. Ребенок распознает бессмысленный запрет и не станет его выполнять, но, тем не менее, энергия запрета оседает в поджелудочной железе.
Чем более хорошего человека желают вырастить из ребенка, тем больше запрещается все плохое и малое хорошее, чтобы получить большое хорошее.
Особенно беспомощным ощущает себя ребенок, когда его по-дружески умоляют не делать того-то и того-то, ибо против этого даже стыдно протестовать. У ребенка складывается ощущение, что ему не разрешается ничего, а другим детям позволено все. Даже протестовать можно.
Когда ребенок по горло сыт своей благочинностью, его самозащита исторгает протест: “Сами делайте!” Сами делайте свое хорошее, а поскольку я делал хорошее вам, то теперь делайте хорошее мне. Чем больше человек держит при себе желание, чтобы другие наладили его жизнь, и не выводит его наружу в виде крика, шумных сцен, заболеваний и слез, тем быстрее возникает сахарная болезнь. Больной сахарным диабетом вынужден очень многое себе запрещать, а это значит, что он удерживает болезнь на привязи. Диабет может пройти, лишь когда человек научится заменять запреты разрешениями таким образом, чтобы не причинять себе вреда.
Взрослый человек ограничивает запретами себя и других из благих побуждений. Слезы наворачиваются, как подумаешь, сколько на свете всего, и это все человек себе запрещает. Неважно, по какой причине. Важно то, что запрещает. Вместо того чтобы запрещать, следует разъяснить себе, а также детям, почему именно нельзя. Что значит нельзя, и какую опасность в себе это таит.
Запрет являет собой оборотную сторону приказа. То есть мы имеем дело с принципиально одинаковыми энергиями. Должно делать хорошее и нельзя делать плохое — служат единой цели. И то, и другое есть принуждение. Различие состоит лишь во внешней форме. Почему люди с таким удовольствием отдают приказы? Потому что приказ вызывает хорошее самоощущение. Бывает, что человек ничем иным не занимается, кроме как раздает приказы направо и налево и считает себя поэтому хорошим человеком.
Приказывая себе или другим, человек наносит удар по внешней секреции поджелудочной железы, что приводит к выделению пищеварительных ферментов. Когда пищеварительных ферментов достаточно, пища переваривается быстро и основательно. Кровь насыщается необходимыми веществами, в том числе глюкозой. Таким образом, приказ вызывает ощущение насыщенности. Когда появляется ощущение, что всего хватает, человек чувствует себя особенно хорошо. Стоит ему подумать, что чего-то не хватает, как он отдает очередной приказ, и снова всего как будто хватает с лихвой. Человек, постоянно себе приказывающий, сам начинает верить, что у него всего вдосталь.
Человек, отдающий приказы себе и другим, вдохновляется, становится активным.
У человека, которому приказывают, рождается протест. Кого постоянно погоняют, тот в какой-то момент чувствует, что наступает предел. Хватит. Надоело по горло. Человек может даже сам себе надоесть по горло.
Приказывание повышает содержание сахара в крови. Кратковременное повышение содержания его в крови благоприятно влияет на головной мозг и на нервные клетки в целом. Перебарщивание с приказами вызывает протест, а также перенасыщение крови веществами, которые из-за протеста не попадают из крови в клетки. Протест против приказов блокирует выделение инсулина, уровень сахара в крови не понижается. Наоборот, с каждым приемом пищи он повышается. Так возникает сахарная болезнь.
Сахарная болезнь возникает тогда, когда человек по горло сыт приказами других и по их примеру сам начинает отдавать приказы.
Что происходит с поджелудочной железой, когда человек слышит запрет? У человека не возникало бы никаких желаний, не испытывай он потребности в чем-то…

…Поджелудочная железа является органом личности человека. Если мы преисполнены верой в свои начинания, то не подвержены влиянию со стороны, и поджелудочная железа у нас в порядке. Вера и самоуверенность — разные вещи, разные грани единого целого.
Поджелудочная железа вырабатывает инсулин — белковый гормон, регулирующий содержание сахара в крови и поступающий непосредственно в кровь. Любой вид поступающего в тело сладкого привносит извне смелость, что уравновешивает страхи. Чем меньше у человека смелости, тем больше он ее жаждет. Подлинная смелость являет собой беспрепятственно текущую энергию. Кажущуюся смелость мы поглощаем ежедневно вместе с сахаром. Но наступает момент, когда сахар перестает усваиваться и не доходит до клеток. Даже не превращается в жиры, поскольку нет инсулина.
Инсулин подобен охраннику, который приходит на помощь, когда видит, что человек сам старается наладить свою жизнь достойным образом, пусть даже при этом совершает ошибки. Как только он видит, что человек делает добро чужим, чтобы стало лучше самому, но вскоре разочаровывается и начинает требовать, чтобы окружающие занялись налаживанием его жизни, — помощь от инсулина прекращается. Возникает сахарная болезнь, чтобы человек уяснил, что по-настоящему хорошим является то, что человек созидает по велению сердца собственными руками. Когда человек делает дела за других, он втайне всегда желает, чтобы другие сделали за него его собственные дела. Работа за других — это своего рода аванс, который выплачивается из расчета на будущее. Чем больше мы занимаемся чужими делами, тем скорее обнаруживается изнанка.
С той минуты, когда человек начинает требовать от других ответной благодарности, у него начинается диабет.
Если, к примеру, женщина старается доказать, что она хорошая жена, то муж заботу не замечает и принимает ее не так, как хотелось бы жене. В сердцах жена делает разворот на 180 градусов и заявляет: отныне я палец о палец ради тебя не ударю. Ты меня не любишь, живи как знаешь, но о семье, будь добр, позаботься. Выслуживающая любовь рабыня сделалась повелительницей, упирающей на свои права. Не правы они оба. А что в итоге? Если раньше у их ребенка в крови постоянно не хватало сахара, то теперь содержание сахара превышает норму. Прежде его было не оттащить от сладкого, а нынче он сладкое на дух не переносит…

…Как-то раз я изучала реакцию подростка на хвалебные отзывы его родителей — он у нас такой молодец с самых малых лет! — и почувствовала, что его отношение мешает ему вылечиться от диабета. В мальчике ощущалась горделивость, которая словно говорила: “Я мог бы быть плохим, как другие мальчишки, но я стал хорошим, как вам того хотелось, и за это вы должны быть мне благодарны”.
Может ли этот подросток излечиться от диабета? Не может, ибо не ликвидирована причина. Причина же состоит в том, что потребность исправить ошибки своей собственной жизни родители превратили в желание исправить жизнь ребенка.
В такой слепоте от благих помыслов бывает очень трудно понять, что есть добро и что есть зло. Произошло все оттого, что родители, когда в их взаимоотношениях возник кризис, бросились наперегонки доказывать ребенку свою положительность, чтобы скрыть друг от друга ощущение кризиса. Ребенок имел все, что хотел, но не научился что-либо ценить. Если ребенок не созидает ежеминутно что-либо своей головой и руками, он не способен оценить то, что ему дают. Он перестает быть творцом и начинает требовать большего. Естественным продолжением подобного отношения к жизни и является диабет.
Если сущность диабета еще как-то возможно объяснить человеку здоровому, то больному — практически невозможно, ибо его понимание блокируется страхом оказаться виноватым. Всякое пояснительное слово воспринимается им как упрек, и это задевает за живое его гордость. Уязвленная гордость лишает способности размышлять, и поэтому больной диабетом, независимо от его возраста, никак не уразумеет, что разобраться в своих стрессах нужно для собственного же блага.
Когда запрещается малое хорошее с целью получить большое хорошее, заболевает поджелудочная железа, ибо она не выносит запрета. Если маленькому ребенку, который не знает отказа ни в чем, запретить какую-либо пустяковину, у него может моментально заболеть живот. Если это случается несколько раз и родители подмечают, что происходит это сразу после запрета, то ребенка принимаются ругать, так как жалобы на больной живот воспринимаются как шантаж, чтобы добиться своего. Ведь больному ребенку ничего не запрещают. На деле же у ребенка действительно болит живот, поскольку поджелудочная железа — орган, очень чувствительный к боли. Это означает, что у человека легкоранимая личность.
Запреты и приказы во имя блага являются признаком хороших родителей. Мы же не приказываем делать плохое — говорят они в свое оправдание. Так вжившиеся в свою роль и идеалы родители начинают приказывать ребенку делать то, что он и без того делает, и в ребенке пробуждается протест. Протест этот может выражаться в старании делать лучше прежнего. Главное, чтобы было сделано так, как велено. Желание превзойти самого себя вырастает в эгоизм — знание, что я лучше всех. Личность поражается себялюбием, эгоизмом, и поджелудочная железа заболевает. Она не может оставаться здоровой, потому что здоровая поджелудочная железа соотносится с совершенной личностью.

источник