Как рассказать детям о сахарном диабете

В чем Ваша ВЫГОДА помповой терапии? Подробнее

И зимой, и летом для пациентов с диабетом встает вопрос: а как переносить инсулин?

В двадцать первом веке из области научной фантастики перешли в реальную жизнь замены больных органов (полные или частичные), их выращивание из клеток в лабораториях, печать на три д принтере, а также редкие виды трансплантаций.

Новое средство, биологическая добавка к пище «КардиоОрганик®» Омега-3 создана специалистами на основе терпенов пихты сибирской, уникальных веществах, которые помогают растениям выжить в неблагоприятных условиях.

В фильме в простой и доступной форме рассказывается о таком непростом заболевании как сахарный диабет. Фильм создан при поддержке специалистов Medtronic , одной из ведущих мировых компаний в области медицинских технологий. Одним из ключевых направлений деятельности компании является разработка и выпуск медицинских товаров для диабетиков. Фильм будет интересен не только детям, но и взрослым! Рекомендуем для семейного просмотра!

Краткое содержание: у львенка Ленни диабет, мальчик Юра тоже заболел диабетом. Ни Юра, ни его мама совершенно не знают, что им делать? Как справиться с диабетом? Ленни с удовольствием расскажет своему другу мальчику Юре и всем, кто посмотрит этот фильм все о диабете:

  • Что такое диабет;
  • Как возникает диабет и какие у него симптомы;
  • Как протекает сахарный диабет;
  • Какие изменения происходят в организме человека при диабете;
  • Что такое инсулин;
  • Значение инсулина в организме здоровых людей и людей с СД;
  • Два типа диабета, чем они различаются;
  • Как вести нормальный образ жизни с диабетом;
  • Инсулинотерапия и ее виды;
  • Что такое гипогликемия и гипергликемия;
  • Что такое хлебные единицы и каким должно быть питание при диабете.

Прочтите также полезные советы для детей и их родителей .

В доступной детям форме рассказывается о том, что такое диабет и, главное, как жить с этой болезнью. Лучший способ обучения, как известно, игра. Рассматривая эти советы, и проходя по страницам вместе с таксой Фросей, Ваш ребенок узнает:

  • как компенсировать проявления диабета;
  • что такое хлебная единица;
  • как научиться рассчитывать количество хлебных в еде;
  • сколько раз в день нужно измерять уровень сахара в крови;
  • как определять необходимые дозы инсулина.

Школа и диабет. Особенности школьной жизни ребенка с диабетом.

Школьным звонком осень врывается в нашу жизнь. Наверное, в каждой семье, где есть ученики, с началом учебного года появляется много новых забот и тревог: как будет учиться ребенок в этом классе? Будет ли здоров? Как сложатся отношения с преподавателями и ребятами? Но во много раз больше тревог по поводу школы у родителей, чьи дети больны сахарным диабетом. Нелегкие вопросы появляются на каждом шагу, особенно, если ребенок заболел совсем недавно.

«ДВ» выяснил у экспертов, как совместить диабет и школу? И что делать, чтобы сахара в течение всего учебного дня оставались нормальными, а отношения с учителями и одноклассниками хорошими?

источник

Дети, как правило, находят способ объяснить своим одноклассникам, что такое диабет, но вы можете помочь им с тем, чтобы начать этот разговор на правильной ноте. На самом деле, специалисты рекомендуют проводить подобные беседы с одноклассниками вашего ребенка в начале каждого учебного года, чтобы избежать недопонимания со стороны школьников и даже, возможно, каких-то издевательств.

Так что же вы скажете классу, полному детей, о диабете? Вот несколько советов для создания правильного представления.

Почему разговоры о сахарном диабете так важны.

Учителя вашего ребенка, школьная медсестра и директор школы в курсе заболевания вашего сына или вашей дочери, так почему же важно, чтобы и одноклассники узнали, что такое сахарный диабет 1 типа? «С одной стороны, из-за риска гипер- или гипогликемии,» — считает Бетани Кинг, социальный работник и сотрудник детской больницы в Колумбусе, штат Огайо, — «Чем больше будет людей, которые понимают, что такое сахарный диабет, тем в большей безопасности будет находиться ваш ребенок». «Так как диабет является «невидимым» заболеванием,» — добавляет Вайнола Вейн, медсестра вышеуказанной больницы, — «Важно рассказать одноклассникам о некоторых признаках низкого уровня глюкозы, и тогда дети смогут предупредить взрослых, чтобы помочь». Открытое обсуждение также важно для предотвращения неправильного представления о том, что такое диабет, в том числе, страхов, связанных со словом «болезнь». Как говорит Вейн: «Важно, чтобы дети понимали, что да, диабет – это болезнь, но это не то заболевание, которым можно заразиться, как, например, простудой». Информирование одноклассников может также помочь избавить вашего ребенка от смущения, которое он может испытывать. «В некотором смысле, когда ребенок скрывает от других наличие у него или нее диабета, это означает, что есть что-то, чего он стесняется или стыдится,» — говорит Кинг. «Существует большое количество заблуждений о том, что такое диабет. Обсуждение этой темы с одноклассниками и развенчивание подобных мифов может предотвратить какие-то разочарования, с которыми ваш ребенок может столкнуться на жизненном пути».

Разговоры, соответствующие возрасту.

То, что вы расскажете перед классом, и темы, которые будете обсуждать, должны быть основаны на том, что интересует и занимает детей в данном возрасте. Соответствующие возрасту разговоры включают в себя следующее:

Когда пришло время поговорить с одноклассниками своего сына в подготовительном классе начальной школы Кристина Д. договорилась с учителем, чтобы прийти в класс на первой неделе учебного года. «Все дети собрались вокруг меня, ожидая услышать историю о том, как обезьянка Коко пошла в школу, из книги, которую нам посоветовали (прим. «Правило 15»: имеется в виду книга «Coco goes back to school»). Она им понравилась. После прочтения этой истории, я сказала им, что также как и у Коко, у их одноклассника (моего сына) сахарный диабет, и все они могут помочь ему, с пониманием относиться, когда ему нужно выйти из класса, чтобы сходить в кабинет медсестры и проверить уровень глюкозы». Вейн согласна с тем, что чтение детям подобных книг в младших классах может быть очень эффективным. Она также предлагает использовать подход «показывать и рассказывать». «Принесите с собой то, что ваш ребенок использует в управлении своим диабетом, например, глюкометр или шприц-ручки, так дети смогут поближе познакомиться с тем, как они работают», — рекомендует она. И если ваш ребенок не использует дискомфорта, он или она может помочь вам, рассказав своими словами, что именно он с ними делает. Другим интересным элементом обучения, который могли бы использовать родители, Вейн считает игрушки, на которых вы можете продемонстрировать измерение уровня глюкозы крови с помощью глюкометра и инъекции инсулина. Важно рассказать одноклассникам, что ваш ребенок может есть ту же самую еду, что и другие дети, и может принимать участие во всех мероприятиях, включая уроки физкультуры и занятия спортом после уроков или выходным. И Вейн, и Кинг рекомендуют выделить достаточно времени для ответов на вопросы, так как у маленьких детей обычно их много! «Будьте готовы к тому, что школьники зададут вопрос, могут ли они заразиться диабетом, если ваш ребенок чихнет на них или кашлянет,» — говорит Кристина, – «Сейчас мой сын ходит в пятый класс, и каждый год я слышу разные вариации этого вопроса. Подготовьте ответ заранее». Если это поможет, попросите медсестру также присутствовать на этой встрече и помочь с ответами.

Школьники третьего, четвертого и пятого классов уже могут начать изучать основы биологии. Для детей этой возрастной группы также полезно использовать подход «показывать и рассказывать», чтобы объяснить, что такое диабет, но не удивляйтесь, если вы услышите от одноклассников довольно сложные вопросы. «Во время презентации, которую я проводила в начале третьего класса, один школьник спросил меня, почему инсулин не вводят непосредственно в вену, чтобы быть точно уверенным, что он попал в кровь, где, собственно, и находится глюкоза. Осознание, что восьмилетний мальчик имеет достаточное представление о строении тела и о том, что такое диабет, взорвало мне мозг,» — признается Кристина.

Что еще работает для детей этого возраста? Игры, игры и еще раз игры! «Я пришла как-то на один из уроков здоровья в четвертом классе и мы стали играть в игру «Diabetes Bingo», что стало просто-таки хитом. Я задавала вопросы, как, например: «Три симптома низкого уровня сахара крови?» и дети должны были проверить свои карты, – «Потливость, дрожь, слабость». Мы прекрасно провели время, и они многому научились.

Начиная с двенадцати лет и в раннем подростковом возрасте, не удивляйтесь, если вы начнете принимать участие в презентации, сидя в классе на задней парте. «Часто в таком возрасте родители помогают своим детям, но по большей части рассказывает о своем диабете сам ребенок, а не родители,» — говорит Вейн.

Что еще может помочь в средней школе? «Многим школьникам нравятся компьютерные презентации с рассказами о знаменитостях, особенно спортсменах с сахарным диабетом. Это представляет интерес для молодежи и показывает, что диабет не ограничивает участие вашего ребенка с диабетом в спортивных и прочих мероприятиях,» — говорит Кинг.

Кинг также отмечает, что некоторые ученики средней школы предпочитают рассказывать о диабете, частично с помощью медицинской или спортивной презентации.

Вашему ребенку диагностировали сахарный диабет в начальной школе или даже в более раннем возрасте? «Обычно дети перестают проводить подобные презентации в старших классах, если им поставили диагноз «диабет» ранее, так как они, как правило, учатся с теми же самыми одноклассниками,» — говорит Кинг, — «Однако подростки, которым диагностировали диабет именно в этом возрасте, могут обсудить диагноз со своими родственниками, подготовить какой-то научный проект о диабете или попросить рассказать о заболевании группе учителей».

Вейн предлагает поговорить с вашим старшеклассником о том, будет ли он чувствовать себя комфортно, чтобы рассказать о диабете своим одноклассникам или предпочитает не вводить их в курс дела.

Подходящее время.

Начало учебного года может казаться логичным выбором для проведения подобных встреч с одноклассниками. Но любое время – подходящее для того, чтобы одноклассники могли побольше узнать о диабете. По словам Кинг: «Даже если ребенку диагностировали диабет в середине учебного года, самое важное – поделиться информацией с другими».

источник

Как следует из недавно проведенных исследований, дети с ожирением имеют более высокий риск развития диабета, чем взрослые. Организм детей с избыточным весом сталкивается с большим спросом на инсулин, который обеспечивает нормальный уровень сахара в крови.

Если дети в результате неправильной диеты быстро прибавляют в весе, организм не может справиться с производством достаточного количества инсулина. Поэтому следует заботиться о правильном питании ребенка и обеспечить ему соответствующую дозу физической активности.

Забота о рационе питания ребенка является основным средством профилактики диабета. Хотя в последние годы появляется все больше и больше случаев сахарного диабета 2 типа у детей (в частности, из-за использования неправильного питания или отсутствия физической активности), однако, среди этой молодой группы больных с сахарным диабетом значительно преобладает 1 тип болезни.

Появлению первых симптомов диабета предшествует длительный, часто многолетний, процесс бессимптомного разрушения бета-клеток островков поджелудочной железы, отвечающих за выработку инсулина.

Главное значение в диагностике диабета имеет точное интервью, то есть разговор с пациентом и его родителями.

Симптомы сахарного диабета у ребенка часто проявляются сразу после или гриппа, острого фарингита или даже обычного простудного заболевания, когда ребенок не восстанавливает полностью здоровье, выглядит ослабленным, все больше и больше пьет, чаще пользуется туалетом или страдает энурезом. Симптомы очень разнообразные, изначально малоспецифичные для диабета, во многом зависят от темпов развития заболевания.

Лагерь для детей-диабетиков

Первые симптомы, которые могут свидетельствовать о сахарном диабете у ребенка это:

  • Легко усталость, общая слабость – это результат, который появляется из-за недостатка инсулина, однако, как правило, ошибочно связывается с увеличенным количества обязанностей в школе или увеличением активности в игре с другими детьми;
  • Раздражительность, апатия (то есть, отсутствие энергии, нежелание веселиться или обучаться);
  • Нарушения зрения.

Позже присоединяются симптомы более характерно для сахарного диабета:

  • Частые мочеиспускание, в том числе в ночное время, ночное недержание мочи.
  • Жажда, слабость, сонливость, вызванные дегидратацией (повышенная потеря воды с мочой).
  • Повышенный аппетит или отвращение к пище, или отсутствие апетита (что приводит к потере массы тела).

Бывает, что ребенок идет к врачу только тогда, когда дело доходит до ацидоза (который включает тошноту, рвоту, боли в животе, диарею, головные боли, боль в груди и нарушения сознания) и даже до кетоновой комы, то есть состояния, угрожающего жизни ребенка.

Это связано с довольно хитрым развитием сахарного диабета у детей, которая развивается в течение недель и даже лет (особенно у детей) и может вообще не давать четких симптомов. Кроме того, симптомы и результаты лабораторных анализов могут неоднозначными, с переменной степенью тяжести.

При этом возможно ошибочное распознавание других заболеваний, таких как: пищевые отравления (из-за рвоты и диареи), «острый живот» (возникает напряжение стенки живота, болезненное сжатие), воспаление легких (из-за ускоренного дыхания и характерных звуков над легкими), или проблемы, связанные с сердцем (загрудинная боль, возможные нарушения в аускультации сердца и повышение уровня лейкоцитов в крови).

Более редкими симптомами сахарного диабета являются: снижение массы тела, повышенная склонность к развитию инфекций у ребенка. Возникновение сахарного диабета у других членов семьи, особенно в нескольких поколениях может указывать диабет MODY, то есть заболевание, вызванное генетически обусловленными нарушениями секреции инсулина.

При обследовании ребенка обращают внимание на такие симптомы, как:

  • Признаки обезвоживания в виде меньшей гибкости и сухости кожи и слизистых оболочек.
  • Слишком малая для возраста масса тела.
  • Атрофия подкожной клетчатки.
  • Симптомы, характерные для кетоацидоза (учащенное дыхание, учащение пульса, снижение артериального давления, запах „гнилых яблок” изо рта, покраснение кожи, повышение напряжения в области живота).

Нужно помнить, что иногда при физическом обследовании не обнаруживается никаких отклонений от нормы, тогда особая роль отводиться родителям ребенка.

В лабораторных исследований вы можете ожидать:

  • Повышенный уровень сахара в крови, то есть гипергликемию.
  • Повышенную концентрацию кетоновых тел в крови.
  • Присутствие сахара и/или кетоновых тел в моче (соответственно, глюкозурия и кетонурия).
  • Повышенной концентрации холестерина, ЛПНП (так называемого „плохого холестерина”) и триацилглицеролов, и снижение концентрации ЛПВП (так называемого „хорошего холестерина”).
  • Противоостровковых антител (белки иммунной системы, разрушающие бета-клетки поджелудочной железы).
  • Снижения или даже необнаружение вещества под названием пептид C (продукт распада инсулина).

Симптомы сахарного диабета у ребенка изначально могут быть мало характерными и их легко пропустить. Поэтому необходимо тщательно наблюдать за своим ребенком, чтобы вовремя начать лечение и выравнивание диабета.

Методы лечения диабета, прежде всего, зависят от того, с каким видом болезни мы имеем дело.

  • Амбулаторное наблюдение и образовательные программы, когда симптомы диабета не слишком тяжелые.
  • Госпитализация в случае кетоацидоза (выделяется запах ацетона изо рта), рвота, обезвоживание организма, кома, ускорения пульса или дыхания.

Смягчение симптомов сахарного диабета 2 типа осуществляется путем:

  • Введение инсулина.
  • Соответствующий рацион для диабетика.
  • Активный образ жизни.

При введении инсулина следует изменить количестве содержащихся в пище углеводов и физическую активность больного. В настоящее время в терапии используется только инсулин, имеющих точно такой же химический состав, как инсулин в организме человека. Чаще всего применяется так называемая интенсивная инсулинотерапия путем многократных инъекций в течение суток.

Быстро действующий инсулин вводится перед едой, с промежуточным временем действия утром и перед сном. Благодаря этому не появляются симптомы диабета.

Существуют также быстродействующие аналоги инсулина, которые можно вводить непосредственно перед приемом пищи и которые реже вызывают гипогликемию.

Лечение диабета зависит от степени его сложности. В начальной стадии возможно лечение с помощью изменения образа жизни ребенка, т.е. соответствующе подобранной диеты и регулярных физических упражнений.

Первая вещь, которую каждый родитель ребенка больного диабетом должен уметь делать – инъекции инсулина. Не имеет значения, нужна эта способность или нет, это умение должно быть освоено.

Родители также должны уметь быстро замечать проявления низкого уровня глюкозы в крови и постоянно его контролировать. Важно также сообщить о заболевании, которым страдает ваш ребенок, всей семье и друзьям, а также, что очень важно – учителям.

Первые симптомы, которые могут свидетельствовать о том, что что-то не в порядке:

  • Утомляемость, отсутствие энергии.
  • Сонливость.
  • Апатия.
  • Зрительные расстройства.

Независимо от типа диабета, от которого страдает ваш ребенок, вам необходимо ввести правильное питание и набор упражнений.

В России и в мире, отмечается в последние годы значительные темпы роста заболеваемости диабетом. Это касается как уровня 1, так и 2 типа этой болезни.

В случае, 1 типа этого заболевания, причины роста его распространенности не до конца изучены. Поэтому одним из важнейших элементов процесса лечения является комплексное образование больных диабетом как в области теоретических знаний, так и практических аспектов повседневной терапии.

Исследования DCCT (Diabetes Control and Complications Trial) показало, что:

  • Эффективная интенсификация лечения диабета снижает риск микроангиопатии (поздних осложнений болезни, таких как заболевания почек, заболевания глаз или ишемические изменения конечностей).
  • Интенсификация лечения требует, в свою очередь, эффективного самоконтроля сахарного диабета.
  • Эффективный контроль требует частой и постоянной поддержки.

Именно непрерывное обучение ребенка с диабетом и людей из окружающей его среды, а также оказание полной психологической и эмоциональной поддержки, является необходимым условием для достижения хороших результатов в борьбе с диабетом.

Существующие образовательные программы ориентированы в основном на три группы:

  • Первую из них составляют сами пациенты – при сахарном диабете 1 типа – это в основном дети, которые должны получить полный (в зависимости от возраста и потребностей ребенка) комплекс знаний о болезни, методах ее лечения и повседневном функционировании.
  • Ко второй группе относятся родители, близкие и воспитатели (в том числе и школьный персонал и другие руководители, осуществляющие уход за больными, чьи знания должны позволить обеспечить основные потребности ребенка, осуществить контроль за правильным, систематическим лечением и соответствующим образом реагировать в чрезвычайных ситуациях).
  • Третья группа – это остальная часть населения, образование которой заключается, прежде всего, в создании атмосферы толерантности и взаимопонимания.

Переломным для ребенка и его родителей является момент диагностики заболевания. От способа передачи этой информации маленькому пациенту и его родителям зависит дальнейший подход к диабету, самовосприятие, мотивация к лечению и работа в ежедневной борьбе с болезнью.

Важно, чтобы во время первого визита врач наделил своего подопечного и его близких основными сведения о болезни, и дал необходимую в начальный период поддержку.

  • Объяснить, как был поставлен диагноз и каковы причины его симптомов.
  • Как можно более простым языком объяснить причины сахарного диабета родителям и ребенку, чтобы они поняли, что никто не виноват в появлении болезни.
  • Объяснить значение глюкозы в организме, указать на ее концентрацию в крови, к которой следует стремиться в ходе лечения, а также обсудить роль инсулина и необходимость его применения.
  • Научить пациента и окружающих измерять уровень сахара в крови, моче и вводить инсулин.
  • Объяснить проблему острых осложнений сахарного диабета (гипогликемия и слишком высокий уровень сахара в крови) и способы борьбы с ними.
  • Объяснить, как должен выглядеть правильный рацион молодого диабетика и какое влияние оказывают на него другие болезни, физическая нагрузка.
  • Стараться поддержать молодого человека и его близких, проинформировать о существующих объединениях и группах поддержки для больных сахарным диабетом.
  • Указать номера телефонов частных лиц и учреждений, к которым можно обратиться в ситуациях, создающих угрозу для жизни и здоровья.

Правильно проводимое образование должно быть скорректировано в зависимости от возраста и индивидуальных потребностей и возможностей больного:

  • Обучение детей с младенчества до дошкольного возраста должно учитывать полную зависимость маленьких пациентов от родителей в области контроля параметров крови, инсулина и других действий, связанных с болезнью; необходимо дать советы, касающиеся борьбы с неправильным уровнем глюкозы, потреблением пищи и переменной активностью ребенка; разъяснить проблему гипогликемии, которая в этой возрастной группе встречается чаще и имеет более тяжелый ход.
  • У детей школьного возраста – постепенное расширение прав и возможностей – обучение измерению уровня сахара в крови, распознаванию и реагированию на симптомы его недопустимых концентраций, введению инсулина.
  • У молодежи, поддержка со стороны родных и близких в период полового созревания молодого человека; продолжение диабетического обучения и подготовка к полностью самостоятельному и ответственному контролю заболевания.

Среди методов обучения и источников знаний о болезни следует также отметить:

  • Брошюры и руководства для детей и взрослых, соответственно адаптированные, яркие и на понятном для каждой группы языке.
  • Групповое обучение с аудиовизуальными материалами, всегда под контролем диабетологов.
  • Летние лагеря, создающие условия для роста самооценки, навыков самоконтроля и независимости молодых пациентов; эти лагеря – это также безопасный (под присмотром профессионалов) отпуск для пациентов и время передышки для родителей, а также обмен опытом с коллегами больными сахарным диабетом, и возможности по установлению дружбы.

Следовательно, оптимальное образование ребенка с диабетом должно быть комбинацией доказательной базы с полной эмоциональной и психологической поддержкой родителей, родственников, опекунов, школьных медицинских работников. И с небольшой толикой доброй воли со стороны каждого окружающего.

источник

Как объяснить ребенку, что у него сахарный диабет? В раннем возрасте дети еще многого не понимают, их очень сложно заставить внезапно сесть на диету или начать жизненно необходимые инъекции инсулина.

Многие родители спрашивают, как это сделать? Я на подобные вопросы всегда отвечаю – попробуйте сказку. Ведь именно сказка поможет на понятном для малыша языке передать смысл проблемы. И пусть со временем ребенок вырастет, и тонкости лечения и профилактики диабета вы сможете объяснить взрослым языком, но пока, лет до 8-10 вам помогут только сказки.

Если вы хотите рассказать сказку, обязательно выберите время, когда ребенок спокоен и расслаблен. Я всегда советую делать это перед сном, а сказка, рассказанная мамой несколько дней подряд, лучше всего запомнится малышом.

Придумайте сюжет сами, а если нет идей, прочитайте мою. Эта сказка для девочки, но если пофантазировать, можно легко ее переделать и под мальчика.

Красавица и маленькое чудовище: сказка про сахарный диабет

Давным-давно жила на свете маленькая девочка. Она очень напоминала мне тебя, доченька.

Онажды девочка заболела. Лежа в кровати, с высокой температурой и больным горлом, она заснула. Ей приснился интересный сон.

Далекий и таинственный остров, на котором девочка оказалась, был пуст и безлюден. Вдруг откуда не возьмись появился волшебник.

— Здравствуй милая девочка, как тебя зовут?, — спросил он.

— Называй меня просто Мелитус, я волшебник этого острова и хочу тебе сделать небольшой подарок.

Внезапно в руке чародея появилась коробочка, на которой был нарисован синий кружок.

Девочка раскрыла коробку, но та оказалась пустой. Мелитус объяснил, что внутри находится маленький зверек, который теперь будет жить вместе с девочкой всю жизнь, и самое главное – ей придется быть внимательной и постоянно о нем заботиться.

— Теперь каждый день будешь давать ему магическую сыворотку, но одно условие ты непременно должна соблюдать – эликсир может попасть в организм животного только через волшебную иголку!

Мелитус рассказал, что если по какой-то причине Аня даст слишком много или слишком мало этой сыворотки, зверьку станет очень плохо. И каждый день количество волшебного эликсира ей придется считать самой.

— А как узнать, что с моим животным все в порядке и я дала столько эликсира, сколько требуется именно сегодня?, — спросила она сильно волнуясь.

— Для этого, сказал Мелитус, тебе придется каждый день прокалывать свой пальчик, а капельку крови помещать в специальную машину. Эта машина выдаст зашифрованное сообщение, прочитав которое ты поймешь, сколько необходимо эликсира и как дальше ухаживать за своим невидимым зверьком.

— А могу ли я отпустить животное, когда оно вырастет? Если я поеду к бабушке, можно оставить его дома с мамой?

— Нет, ответил волшебник, зверь постоянно будет внутри тебя. Родители только помогут ухаживать, но отдать его ты никому не сможешь.

Волшебник рассказал, что девочка будет расти, а вместе с ней вырастет и ее маленький зверь. С годами он станет привередливым, будет просить больше внимания, возможно, даже захочет поцарапать девочку за ноги, почки, или сердце, но она должна быть сильной и все выдержать.

Аня расплакалась, для нее слова волшебника прозвучали как наказание. Мелитус попытался успокоить и сказал самые важные слова:

— Обещаю, что однажды, возможно через 10-20 лет, я избавлю тебя от ухода за животным, но при условии, что ты, Аня, уже сейчас начнешь правильно о нем заботиться.

В этот момент волшебник исчез, а девочка вытерла последнюю слезу и заметила, что уже находится ни на каком острове, а сидит в спальне на своей любимой кровати. Она переоделась и пошла гулять на улицу.

Шли дни, недели, месяцы, годы. Аня старалась правильно ухаживать за своим зверьком, но постепенно силы заканчивались, и все чаще приходилось плакать от отчаяния. Надоело постоянно думать, сколько эликсира нужно сегодня, а сколько завтра. Пальчик болел от постоянных проколов ради заветных капелек крови.

Аня хотела жить как все и вместо этого привередливого зверя завести кошку или собаку. Каждый раз засыпая, возвращалась на таинственный остров, где искала волшебника. Она очень сильно хотела попросить его избавить от наказания.

Но вместо волшебника находила таких же мальчиков и девочек , которые тоже заботились о своих животных. Во сне они дружили, шутили и смеялись, и тогда становилось гораздо легче. Аня стала понимать, что она не одна, и у многих есть подобные проблемы, с которыми можно жить.

Через месяц в школе она познакомилась с девочкой, у которой был такой же невидимый зверек. И если раньше было легко только во сне, то теперь и наяву стало жить проще.

Аня поняла, что она не одинока и ей хватит сил пройти испытание. Настанет день, когда невидимые звери навсегда покинут Аню и ее друзей.

Только надо верить в лучшее и все обязательно получится.

источник

Новость о том, что у его ребенка сахарный диабет 1 типа для каждого родителя становится шоком и потрясением. Но нужно продолжать жить и дарить счастье своим детям. Для многих родителей это дополнительная мотивация. Мы нашли историю мамы ребенка с диабетом, которая поражает своей силой, верой и искренностью.

Диабет первого типа — редкий аутоиммунный недуг, возникающий без каких-либо объективных причин. Именно такой диагноз поставили маленькому Ване, когда ему было два года. Сейчас Ване почти четыре, его родители держат диабет под контролем, а мама Мария Корчевская ведёт свой блог о детском диабете mydiababy.com.

Сейчас я рассказываю обо всём этом как настоящий профессионал. Но до того, как Ване поставили диагноз, мы не только ничего не знали о диабете, но и вообще редко заглядывали в поликлинику. Я фанат доктора Комаровского, поэтому ребёнка мы никогда не кутали, кормили здоровой едой, закаливали, много с ним гуляли, вели активный образ жизни и думали, что крепкое здоровье нам обеспечено. Ваня редко простужался, и все детские болячки обходили его стороной. Сейчас я думаю, что лучше бы у него были ветрянка и розеола, чем диабет.

Диабет первого типа развивается очень быстро. Организм вдруг начинает атаковать здоровые клетки поджелудочной железы и стремительно их уничтожает. Чаще всего этот процесс запускает стресс. Здесь я не имею в виду ситуацию, когда ребёнку не купили новую игрушку и он плачет — нужно что-то посерьёзнее. В нашем случае этим стрессом стала инфекция.

На Новый год мы поехали отдыхать в Европу. Во время поездки у Вани поднялась температура, которая держалась три дня. Потом температура прошла, а других симптомов не было. Через две недели после возвращения в Москву Ваня стал капризным и беспокойным, потом начал очень много пить и писать. Мы занервничали, стали перебирать возможные варианты, но диабета среди них не было. Наконец сдали анализ крови в ближайшей лаборатории — результаты оказались в норме, и мы расслабились. Но через неделю всё-таки сделали ещё один анализ, на этот раз мочи, уже в медицинском центре. Оттуда нам позвонили в тот же вечер и сказали, что у сына зашкаливает сахар и нужна срочная госпитализация. Ночью мы помчались в Морозовскую больницу, где Ване почти моментально поставили диагноз, в который мы первое время отказывались верить.

Выяснилось, что мы «поймали» диабет относительно вовремя. Хотя могли бы и раньше, если бы знали о симптомах. Они начинают проявляться, когда остаётся примерно 10 % рабочих клеток поджелудочной железы, отвечающих за выработку инсулина. Если ребёнок резко похудел, быстро устаёт, пьёт много воды и часто ходит в туалет — это плохие признаки, и нужно бежать к врачу. Промедление — угроза для жизни. Организм перестаёт перерабатывать глюкозу и получать из неё энергию, начинает использовать жировые запасы. При расщеплении жиров образуются кетоны — химические соединения, которые отравляют организм. Когда интоксикация доходит до критического уровня, наступает кома. Мы успели до этого страшного момента. Но в больнице нам сказали, что детей часто госпитализируют уже в состоянии комы. Заметить симптомы и обратиться за медицинской помощью как можно раньше необходимо именно для того, чтобы не довести до самого плохого.

Новый образ жизни

Жизнь диабетика состоит из постоянных замеров сахара глюкометром, расчёта углеводов в потребляемой пище и уколов инсулина. Если сахар высокий — укол, а если падает — сок или перекус, чтобы поднять сахар. И такие качели круглосуточно. Самое главное — научиться правильно подбирать дозы инсулина под каждый приём пищи. Это значит, что нужно тщательно изучать состав продуктов, взвешивать и регулировать порционность. У меня всегда под рукой весы и мобильное приложение для расчёта углеводов. Домашние рецепты выверены до миллиграмма, а вот в гостях и поездках приходится действовать вслепую.

После выписки из больницы у нас начался так называемый медовый месяц — небольшая ремиссия, которую легко спутать с чудесным исцелением. На деле это всего лишь передышка, которая позволяет привыкнуть к новому образу жизни и взять диабет под контроль. В нашем медовом месяце были безмятежные ночи и хорошие утренние показатели сахара. Но потом это закончилось.

Когда Ване поставили диагноз, ему было два с половиной года. Я как раз собиралась устроить его в садик и вернуться к работе. С этими планами пришлось распрощаться. Дни в семье диабетика проходят в постоянных замерах сахара, уколах, высчитывании углеводов в продуктах и приготовлении правильной еды. Мне пришлось освоить и математику, и чуть ли не молекулярную кулинарию. Мы с мужем страшно уставали, мечтали о ночной передышке, но когда закончился медовый месяц, мы лишились и её. Уровень сахара по ночам стал скакать. Нам приходилось просыпаться по будильнику, брать у спящего малыша кровь, колоть инсулин или вливать сок — в зависимости от показателей. Это ужасно выматывало. Получается, у тебя нет никакого шанса на отдых — ты всё время как на войне.

Бывало, приготовишь для голодного ребёнка еду, померишь ему сахар, а показатель зашкаливает. В этом случае нужно сделать укол и ждать час-полтора, пока уровень сахара снизится, и только потом есть. Как объяснить голодному малышу, что ему придётся подождать? В такие моменты немного спасают мультики.

Более или менее получилось выдохнуть, когда мы обзавелись системой постоянного мониторинга глюкозы в крови. В России она не сертифицирована, и мы заказывали её в Европе. С мониторингом жизнь стала гораздо легче: не нужно колоть палец сыну по десять раз в день, чтобы сделать замер. И ночью мы с мужем теперь вскакиваем гораздо реже — только когда датчик сигнализирует об опасности.

Диабетикам первого типа сразу дают инвалидность — государство бесплатно предоставляет им тест-полоски, шприц-ручки, иголки и инсулин. Это прожиточный минимум. Прибор мы покупали сами: в зависимости от курса евро его стоимость колеблется от 80 до 100 тысяч рублей. Еженедельно нужно менять сенсоры — один стоит примерно 5 тысяч рублей, а также каждые полгода менять трансмиттер (это часть устройства, которая крепится к сенсору и непрерывно передаёт данные) — плюс ещё около 30 тысяч рублей.

Многие родители знают, что, если следовать с ребёнком определённому расписанию, жить станет гораздо проще. Для семьи диабетика это не просто удобство, а необходимость. Мы должны синхронизировать все свои действия с уколами и приёмами пищи — только так можно выкроить время для жизни и для собственных занятий. Конечно, основная часть забот, связанных с диабетом, легла именно на мои плечи, но без передышек можно сойти с ума. Поэтому в выходные муж берёт на себя обязанности по диабетическому жизнеобеспечению, а я могу на несколько часов (а иногда даже на целый день) отключиться, не думать о диабете и спокойно сходить куда-то. Ночные дежурства мы тоже делим поровну: одну ночь — я, следующую — муж.

Когда всё началось, я стала искать информацию про диабет в интернете. Почти все русскоязычные сайты на эту тему меня разочаровали. Они либо дают очень мало информации, либо эта информация некорректна, либо на тебя выпрыгивают баннеры с отвратительной рекламой. В зарубежном интернете всё значительно лучше, и я стала черпать информацию оттуда. А потом поняла, что многие родители детей-диабетиков не владеют иностранными языками, из-за чего не имеют возможности узнавать много полезного. Так я решила вести блог, где стала рассказывать о нашей жизни и всех тонкостях диабета первого типа.

Мне хотелось сделать красивый толковый ресурс, который помогал бы людям с диабетом и их родственникам. К тому же раньше я занималась журналистикой и медицинскими темами. Из-за болезни сына мысли о карьере пришлось оставить, так что блог стал моей работой. Там я не жалуюсь на жизнь и не ною, как мне тяжело. Всё строго наоборот: я делюсь теми лайфхаками, которые успела изобрести за два года, что мы живём с диабетом, и стараюсь показать, что наша жизнь хоть и не самая обычная, но вполне счастливая, что мы не стали заложниками диабета, а взяли его под контроль. Я перевожу иностранные статьи, пишу о гаджетах, новых разработках, нашем опыте и образе жизни, о том, что мы не отказались от путешествий и даже от детского сада — мы ходим на дневные занятия в детский развивающий центр.

Сначала посетителей в моём блоге было мало, никто не писал ни комментариев, ни сообщений. Сейчас площадка стала оживать. Мне часто приходят сообщения в социальных сетях от незнакомых людей, которые что-то спрашивают или благодарят.

Положительные стороны болезни

Понимаю, что это звучит немного странно, но даже в плохом всегда можно найти что-то хорошее. И вместо того, чтобы жаловаться на вселенскую несправедливость и вопрошать, за что с нами такое случилось, я предпочитаю искать плюсы.

Диабетики первого типа с детства приучены к дисциплине, у них всё хорошо с планированием и составлением расписания. Кроме того, они быстрее становятся самостоятельными и умеют контролировать себя как никто другой. Ещё нужно постоянно заниматься спортом и питаться здоровой едой, а это значит, что Ваня всегда будет стройным и спортивным. Да к тому же ещё и умным, потому что диабетик должен уметь хорошо и быстро считать, чтобы понимать, что и в каком количестве ему можно съесть.

источник

Сахарный диабет у детей — заболевание из раздела эндокринологии, развивается из-за недостаточности гормона инсулина, что приводит к переизбытку глюкозы в крови.

Статистика по России гласит, что 8,5 тыс. подростков имеют в анамнезе сахарный диабет первого типа.

За последние 20 лет детская статистика такова — до 40% новых случаев установки диагноза в год.

Различают два типа сахарного диабета — инсулинозависимый и инсулин-независимый. Давайте разберемся, каковы особенности каждого типа болезни.

Сахарный диабет первого типа характеризуется полной инсулиновой недостаточностью. Заболевание возникает из-за нарушений работы иммунной системы. Антитела уничтожают клетки поджелудочной железы, которые вырабатывают инсулин.

Вместе с диабетом детям диагностируют иные аутоиммунные заболевания. Чаще всего встречается аутоиммунный тиреоидит. Протекает бессимптомно, но иногда наблюдается ухудшение деятельности поджелудочной железы. Встречается гипертиреоз (гиперактивность поджелудочной железы). Диагностируется в возрасте до 30 лет. Диабетом первого типа чаще болеют женщины.

Степени сахарного диабета первой степени:

  • Первая — симптомы отсутствуют;
  • Вторая — происходит развитие заболевания;
  • Третья — может длиться 2-3 года, выявляется в момент сдачи анализов;
  • Четвертая — ухудшение общего состояния, специфическая симптоматика отсутствует;
  • Пятая — нарастает клиническая картина;
  • Шестая — инсулин не вырабатывается.

Второй тип сахарного диабета характеризуется снижением восприимчивости тканей к инсулину, повышенным содержанием сахара в сыворотке крови. Чаще всего, ребенок болеющий диабетом 2 типа, имеет в анамнезе ожирение. Имеет наследственную предрасположенность, медленно развивается. Несмотря на то, что чаще всего распространен у людей старше 40 лет, в последние годы участились случаи диагностирования у детей 12-16 лет.

Фазы развития:

  1. компенсаторная фаза — при соблюдении диеты развитие диабета можно остановить;
  2. субкомпенсированная фаза — при помощи лекарств, снижающих уровень сахара, можно частично обратить процесс;
  3. декомпенсация — больной нуждается в инсулине.


Легкая степень.
Признаки диабета отсутствуют. Незначительное повышение уровня сахара в крови и моче корректируется диетой.

Средняя степень. Возрастает уровень сахара в крови, показатели меняются в течение короткого отрезка времени.

Нарастает специфическая симптоматика — сухость во рту, полидипсия (жажда), частые позывы в туалет.

Стабилизировать состояние можно при помощи инсулина или лекарств, снижающих сахар.

Тяжелая степень. Критические показатели сахара в крови и моче больных, яркая симптоматика. Необходимо постоянное введение гормона инсулина. Тяжелая степень опасна осложнениями: кома диабетиков, сосудистые патологии, нарушение функций внутренних органов.

Моди диабет — особый вид сахарного диабета с нестандартными симптомами и течением заболевания. Термин введен для определения атипичной формы заболевания. Характеризуется изменениями на генном уровне у детей и подростков. Диагностика проводится с помощью генетических исследований.

Известны следующие причины появления сахарного диабета у детей:

  • наследственность;
  • инфекционные заболевания (краснуха, цитомегаловирус, паротит, вирус Коксаки и другие);
  • перенесенные мамой болезни и стрессы во время беременности;
  • крупный ребенок при рождении (более 4,5 кг);
  • искусственное вскармливание;
  • аллергические реакции и плохой иммунитет;
  • сердечно-сосудистые заболевания и ожирение, гормональный сбой;
  • некачественные продукты питания, с нитратами, консервантами и красителями;
  • сильный стресс у ребенка;
  • нарушение функций организма по причине низкой двигательной активности.
  • Симптомы, позволяющие подозревать у ребенка диабет:
  • сильная жажда из-за высокого содержания сахара в крови;
  • частое мочеиспускание как следствие жажды;
  • дискомфорт и раздражение в области половых органов по причине содержания в моче глюкозы;
  • неконтролируемый энурез по ночам;
  • изменение веса при обычном питании;
  • проблемы со зрением;
  • онемение конечностей;
  • грибок (у девочек — молочница, у грудничков — незаживающие опрелости);
  • гнойные поражения кожи, стоматиты;
  • кетоацидоз (проявляется тошнотой, рвотой, потерей сознания).

При опасности появления сахарного диабета необходимо срочно обратиться к педиатру. Врач даст направления к узким специалистам.

Поможет подтвердить или опровергнуть диагноз врач-эндокринолог. При наличии симптомов, требующих участия узкопрофильного специалиста, обращаются к офтальмологу, дерматологу, гастроэнтерологу.

  • общий анализ крови. Сдается в утренние часы на голодный желудок;
  • биохимия крови покажет состояние внутренних органов;
  • анализ крови на С-пептид установит выработку инсулина;
  • анализ крови через несколько часов после еды поможет установить, как реагирует организм на употребление углеводов;
  • анализ крови на сахар с нагрузкой. Перед сдачей анализа ребенку предлагают выпить раствор глюкозы;
  • анализ на гликированный гемоглобин даст информацию об изменениях уровня сахара за последние месяцы. Из-за отсутствия оборудования в государственных поликлиниках анализ проводят платно в частных учреждениях;
  • анализ мочи покажет состояние почек, наличие ацетона;
  • суточный анализ мочи поможет измерить суточную дозу выделяемого сахара.

Для обследования глазного дна и исключения ретинопатии нужно посетить окулиста. Ретинопатия поражает сосуды и может привести к отслойке сетчатки.

Рекомендуется сделать ЭКГ и доплер сосудов рук и ног, чтобы исключить сердечно-сосудистые заболевания. Нефролог даст направление на УЗИ для оценки состояния почек.

Основным методом лечения диабета первого типа является инсулинотерапия, правильный рацион питания и контроль.

Дозировка инсулина для ребенка подбирается в индивидуальном порядке. Критериями подбора являются возраст ребенка и уровень гликемии. Введение инсулина происходит с помощью инсулинового шприца или помпы.

Главным в лечении диабета второго типа является диета, подвижный образ жизни и прием препаратов, снижающих уровень сахара.

Родителям важно контролировать уровень сахара в крови ребенка при помощи глюкометра. Дети, болеющие диабетом, должны быть максимально ограждены от стрессовых ситуаций. При появлении симптомов диабета необходимо вызвать врача.

Нужен перевод малыша на низкоуглеводную диету и правильное питье для избежания обезвоживания. В стационаре для этого делаются капельницы.

Близким нужно психологически подготовить ребенка к жизни с заболеванием. Рассказать ребенку о его болезни, научить пользоваться инсулиновыми ручками, не бояться уколов.

Персонал в детском саду и школе должен быть осведомлен о том, как оказать первую помощь диабетику. Современные методы инсулинотерапии позволяют ребенку вести обычный образ жизни.

Родители приучают малыша к правильному режиму питания. Приветствуется лечебная гимнастика и дыхательные упражнения.

Острые осложнения:

  • критическое понижение уровня сахара в крови (гипогликемия);
  • высокое содержание кетоновых тел (кетоацидоз);
  • отдаленные осложнения: атеросклероз, катаракта, ретинопатия, нефропатия.
  • Гипогликемия начинается из-за активных занятий спортом, неправильной дозировки инсулина, при рвоте.

    Может привести к судорогам, потере сознания. Требуются меры для повышения уровня глюкозы в крови.

    Диабетический кетоацидоз может перейти в кому — потеря сознания, снижение артериального давления, слабая дыхательная деятельность.

    Профилактика:

    • своевременная проверка уровня сахара в крови;
    • малоуглеводная диета и контроль артериального давления;
    • плановые осмотры специалистов;
    • контроль веса.

    Ребенок с сахарным диабетом 1 типа получает инвалидность.

    Льготы ребенку инвалиду:

    • бесплатное или на льготных условиях предоставление медицинских препаратов;
    • бесплатные путевки в лечебные санатории;
    • пенсионное обеспечение;
    • привилегии в получении места в учебных заведениях и в учебном процессе;
    • освобождение от воинской службы;
    • отмена уплаты налогов;
    • право на получение лечения за рубежом.

    В нашей рубрике «Полезное видео» доктор Комаровский рассказывает о проблеме сахарного диабета у детей:

    При благовременном обращении за медицинской помощью диабет можно держать под контролем. Следование всем указаниям лечащего врача позволит ребенку не отличаться от сверстников и вести обычный образ жизни.

    источник

    Сахарный диабет у детей – хроническое метаболическое заболевание, характеризующееся нарушением секреции инсулина и развитием гипергликемии. Сахарный диабет у детей обычно развивается бурно; сопровождается быстрым похуданием ребенка при повышенном аппетите, неукротимой жаждой и обильным мочеиспусканием. С целью выявления сахарного диабета у детей проводится развернутая лабораторная диагностика (определение сахара, толерантности к глюкозе, гликированного гемоглобина, инсулина, С-пептида, Ат к β-клеткам поджелудочной железы в крови, глюкозурии и др.). Основные направления в лечении сахарного диабета у детей включают диету и инсулинотерапию.

    Сахарный диабет у детей – нарушение углеводного и других видов обмена, в основе которого лежит инсулиновая недостаточность или/и инсулинорезистентность, приводящая к хронической гипергликемии. По данным ВОЗ, сахарным диабетом страдает каждый 500-й ребенок и каждый 200-й подросток. При этом в ближайшие годы прогнозируется увеличение заболеваемости сахарным диабетом среди детей и подростков на 70%. Учитывая широкое распространение, тенденцию к «омоложению» патологии, прогредиентное течение и тяжесть осложнений, проблема сахарного диабета у детей требует междисциплинарного подхода с участием специалистов в области педиатрии, детской эндокринологии, кардиологии, неврологии, офтальмологии и др.

    У пациентов детского возраста врачам-диабетологам в большинстве случаев приходится сталкиваться с сахарным диабетом 1-го типа (инсулинозависимым), в основе которого лежит абсолютная инсулиновая недостаточность. Сахарный диабет 1-го типа у детей обычно имеет аутоиммунный характер; для него характерна наличие аутоантител, деструкция β-клеток, ассоциация с генами главного комплекса гистосовместимости HLA, полная инсулинозависимость, склонностью к кетоацидозу и др. Идиопатический сахарный диабет 1-го типа имеет неизвестный патогенез и чаще регистрируется у лиц не европейской расы.

    Кроме доминирующего сахарного диабета 1-го типа, у детей встречаются и более редкие формы заболевания: сахарный диабет 2-го типа; сахарный диабет, ассоциированный с генетическими синдромами; сахарный диабет MODY-типа.

    Ведущим фактором, обусловливающим развитие сахарного диабета 1-го типа у детей, является наследственная предрасположенность, о чем свидетельствует высокая частота семейных случаев заболевания и наличие патологии у близких родственников (родителей, родных сестер и братьев, бабушек и дедушек).

    Однако для инициации аутоиммунного процесса необходимо воздействие провоцирующего фактора внешней среды. Наиболее вероятными триггерами, приводящими к хроническому лимфоцитарному инсулиту, последующей деструкции β-клеток и инсулиновой недостаточности, являются вирусные агенты (вирусы Коксаки B, ECHO, Эпштейна-Барр, паротита, краснухи, герпеса, кори, ротавирусы, энтеровирусы, цитомегаловирус и др.).

    Кроме этого, развитию сахарного диабета у детей с генетической предрасположенностью могут способствовать токсические воздействия, алиментарные факторы (искусственное или смешанное вскармливание, питание коровьим молоком, однообразная углеводистая пища и пр.), стрессовые ситуации, хирургические вмешательства.

    Группу риска, угрожаемую по развитию сахарного диабета, составляют дети, с массой при рождении свыше 4,5 кг, имеющие ожирение, ведущие малоактивный образ жизни, страдающие диатезами, часто болеющие.

    Вторичные (симптоматические) формы сахарного диабета у детей могут развиваться при эндокринопатиях (синдроме Иценко-Кушинга, диффузном токсическом зобе, акромегалии, феохромоцитоме), заболеваниях поджелудочной железе (панкреатите и др.). Сахарному диабету 1-го типа у детей нередко сопутствуют другие иммунопатологические процессы: системная красная волчанка, склеродермия, ревматоидный артрит, узелковый периартериит и т. д.

    Сахарный диабет у детей может быть ассоциирован с различными генетическими синдромами: синдромом Дауна, Клайнфельтера, Прадера–Вилли, Шерешевского-Тернера, Лоуренса–Муна–Барде–Бидля, Вольфрама, хореей Гентингтона, атаксией Фридрейха, порфирией и пр.

    Проявления сахарного диабета у ребенка могут развиться в любом возрасте. Отмечается два пика манифестации сахарного диабета у детей – в 5-8 лет и в пубертатном периоде, т. е. в периоды усиленного роста и интенсивного метаболизма.

    В большинстве случаев развитию инсулинозависимого сахарного диабета у детей предшествует вирусная инфекция: эпидемический паротит, корь, ОРВИ, энтеровирусная инфекция, ротавирусная инфекция, вирусный гепатит и др. Для сахарного диабета 1-го типа у детей характерно острое бурное начало, нередко с быстрым развитием кетоацидоза и диабетической комы. От момента первых симптомов до развития коматозного состояния может пройти от 1 до 2-3 месяцев.

    Заподозрить наличие сахарного диабета у детей можно по патогномоничным признакам: повышенному мочеиспусканию (полиурии), жажде (полидипсии), повышенному аппетиту (полифагии), снижению массы тела.

    Механизм полиурии связан с осмотическим диурезом, возникающим при гипергликемии ≥9 ммоль/л, превышающей почечный порог, и появлением глюкозы в моче. Моча становится бесцветной, ее удельный вес повышается за счет высокого содержания сахара. Дневная полиурия может оставаться нераспознанной. Более заметна ночная полиурия, которая при сахарном диабете у детей нередко сопровождается недержанием мочи. Иногда родители обращают внимание на тот факт, что моча становится липкой, а на белье ребенка остаются так называемые «крахмальные» пятна.

    Полидипсия является следствием повышенного выделения мочи и дегидратации организма. Жажда и сухость во рту также могут мучить ребенка в ночные часы, заставляя его просыпаться и просить пить.

    Дети с сахарным диабетом испытывают постоянное чувство голода, однако наряду с полифагией у них отмечается снижением массы тела. Это связано с энергетическим голоданием клеток, вызванным потерей глюкозы с мочой, нарушением ее утилизации, усилением процессов протеолиза и липолиза в условиях инсулинодефицита.

    Уже в дебюте сахарного диабета у детей могут наблюдаться сухость кожи и слизистых, возникновение сухой себореи на волосистой части головы, шелушение кожи на ладонях и подошвах, заеды в уголках рта, кандидозный стоматит и др. Типичны гнойничковые поражения кожи, фурункулез, микозы, опрелости, вульвиты у девочек и баланопоститы у мальчиков. Если дебют сахарного диабета у девушки приходится на пубертатный период, это может привести к нарушению менструального цикла.

    При декомпенсации сахарного диабета у детей развиваются сердечно-сосудистые нарушения (тахикардия, функциональные шумы), гепатомегалия.

    Течение сахарного диабета у детей крайне лабильно и характеризуется склонностью к развитию опасных состояний гипогликемии, кетоацидоза и кетоацидотической комы.

    Гипогликемия развивается вследствие резкого снижения сахара в крови, вызванного стрессом, чрезмерной физической нагрузкой, передозировкой инсулина, несоблюдением режима питания и т. д. Гипогликемической коме обычно предшествует вялость, слабость, потливость, головная боль, ощущение сильного голода, дрожь в конечностях. Если не принять меры к повышению сахара крови, у ребенка развиваются судороги, возбуждение, сменяющееся угнетением сознания. При гипогликемической коме температура тела и АД в норме, отсутствует запах ацетона изо рта, кожные покровы влажные, содержание глюкозы в крови

    Диабетический кетоацидоз является предвестником грозного осложнения сахарного диабета у детей — кетоацидотической комы. Его возникновение обусловлено усилением липолиза и кетогенеза с образованием избыточного количества кетоновых тел. У ребенка нарастает слабость, сонливость; снижается аппетит; присоединяются тошнота, рвота, одышка; появляется запах ацетона изо рта. При отсутствии адекватных лечебных мер кетоацидоз в течение нескольких дней может перерасти в кетоацидотическую кому. Данное состояние характеризуется полной утратой сознания, артериальной гипотонией, частым и слабым пульсом, неравномерным дыханием, анурией. Лабораторными критериями кетоацидотической комы при сахарном диабете у детей служат гипергликемия > 20 ммоль/л, ацидоз, глюкозурия, ацетонурия.

    Реже, при запущенном или некорригированном течении сахарного диабета у детей, может развиваться гиперосмолярная или лактатацидемическая (молочнокислая) кома.

    Развитие сахарного диабета в детском возрасте является серьезным риск-фактором возникновения ряда отдаленных осложнений: диабетической микроангиопатии, нефропатии, нейропатии, кардиомиопатии, ретинопатии, катаракты, раннего атеросклероза, ИБС, ХПН и др.

    В выявлении сахарного диабета важная роль принадлежит участковому педиатру, который регулярно наблюдает ребенка. На первом этапе следует учитывать наличие классических симптомов заболевания (полиурии, полидипсии, полифагии, похудания) и объективных признаков. При осмотре детей обращает внимание наличие диабетического румянца на щеках, лбу и подбородке, малиновый язык, снижение тургора кожи. Дети с характерными проявлениями сахарного диабета должны быть переданы для дальнейшего ведения детскому эндокринологу.

    Окончательной постановке диагноза предшествует тщательное лабораторное обследование ребенка. Основные исследования при сахарном диабете у детей включают в себя определение в крови уровня сахара (в т. ч. посредством суточного мониторинга), инсулина, С-пептида, проинсулина, гликозилированного гемоглобина, толерантности к глюкозе, КОС крови; в моче — глюкозы и кетоновых тел. Важнейшими диагностическими критериями сахарного диабета у детей служат гипергликемия (выше 5,5 ммоль/л), глюкозурия, кетонурия, ацетонурия. С целью доклинического выявления сахарного диабета 1-го типа в группах с высоким генетическим риском или для дифдиагностики диабетов 1 и 2-го типа показано определение Ат к β-клеткам поджелудочной железы и Ат к глутаматдекарбоксилазе (GAD). Для оценки структурного состояния поджелудочной железы выполняется ультразвуковое исследование.

    Дифференциальная диагностика сахарного диабета у детей проводится с ацетонемическим синдромом, несахарным диабетом, нефрогенным диабетом. Кетоацидоз и кому необходимо отличать от острого живота (аппендицита, перитонита, кишечной непроходимости), менингита, энцефалита, опухоли мозга.

    Основными компонентами терапии сахарного диабета 1-го типа у детей являются инсулинотерапия, соблюдение диеты, правильного образа жизни и самоконтроля. Диетические мероприятия предусматривают исключение из питания сахаров, ограничение углеводов и животных жиров, дробное питание 5-6 раз в день, учет индивидуальных энергетических потребностей. Важным аспектом лечения сахарного диабета у детей служит грамотный самоконтроль: осознание серьезности своего заболевания, умение определять уровень глюкозы в крови, корректировать дозу инсулина с учетом уровня гликемии, физических нагрузок, погрешностей в питании. Обучение родителей и детей с сахарным диабетом приемам самоконтроля проводится в «школах диабета».

    Заместительная терапия детям, страдающим сахарным диабетом, проводится препаратами человеческого генно-инженерного инсулина и их аналогами. Доза инсулина подбирается индивидуально с учетом степени гипергликемии и возраста ребенка. Хорошо зарекомендовала себя в детской практике базис-болюсная инсулинотерапия, предусматривающая введение пролонгированного инсулина утром и вечером для коррекции базисной гипергликемии и дополнительное использование инсулина короткого действия перед каждым основным приемом пищи для коррекции постпрандиальной гипергликемии.

    Современным методом инсулинотерапии при сахарном диабете у детей является инсулиновая помпа, позволяющая вводить инсулин в непрерывном режиме (имитация базальной секреции) и болюсном режиме (имитация посталиментарной секреции).

    Важнейшими компонентами лечения сахарного диабета 2-го типа у детей являются диетотерапия, достаточная физическая активность, прием пероральных сахароснижающих препаратов.

    При развитии диабетического кетоацидоза необходима инфузионная регидратация, введение дополнительной дозы инсулина с учетом уровня гипергликемии, коррекция ацидоза. В случае развития гипогликемического состояния нужно срочно дать ребенку сахаросодержащие продукты (кусочек сахара, сок, сладкий чай, карамель); если ребенок находится без сознания – необходимо внутривенное введение глюкозы или внутримышечное введение глюкагона.

    Качество жизни детей с сахарным диабетом во многом определяется эффективностью компенсации заболевания. При соблюдении рекомендуемой диеты, режима, лечебных мероприятий продолжительность жизни соответствует средней в популяции. В случае грубых нарушений предписаний врача, декомпенсации диабета рано развиваются специфические диабетические осложнения. Пациенты сахарным диабетом пожизненно наблюдаются у эндокринолога-диабетолога.

    Вакцинация детей, больных сахарным диабетом, проводится в период клинико-метаболической компенсации; в этом случае она не вызывает ухудшения в течении основного заболевания.

    Специфическая профилактика сахарного диабета у детей не разработана. Возможно прогнозирование риска заболевания и выявление преддиабета на основе иммунологического обследования. У детей группы риска по развитию сахарного диабета важно поддерживать оптимальный вес, ежедневную физическую активность, повышать иммунорезистентность, лечить сопутствующую патологию.

    источник

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )