Меню

Образовательные программы для детей больных сахарным диабетом

Ведущая цель обучения при СД — научить пациента управлять лечением своего заболевания. При этом ставятся задачи: создание мотивации к овладению пациентом методами управления СД, ин­формирование пациента о заболевании и способах предотвраще­ния его осложнений, обучение методам самоконтроля.

Основные формы обучения: индивидуальная (беседа с больным) и групповая (обучение пациентов в специальных школах для боль­ных СД в условиях стационара или амбулаторно). Последняя наи­более эффективна в отношении достижения поставленной цели. Обучение проводится по специальным структурирован­ным программам, дифференцированным в зависимости от типа СД, возраста больных (например, школа для детей, больных СД 1 типа и для их родителей), вида применяемого лечения (диетотерапия, пероральные сахароснижающие препараты или инсулинотерапия при СД 2 типа) и наличия осложнений.

Это учет больными СД, прошедшими обучение, субъективных ощущений, уровня гликемии, глюкозурии, других показателей, а также режима питания и физических нагрузок с целью принятия самостоятельных решений для предотвращения острых и хронических осложнений СД. Самоконтроль включает в себя:

1.Контроль и оценка сахара крови до еды и перед каждой инъ­екцией инсулина ежедневно при проведении интенсивной инсулинотерапии. Наиболее эф­фективно СК осуществляется с помощью глюкометра — пор­тативной тест-системы, предназначенной для экспресс-ана­лиза уровня гликемии.

2.Расчет дозы инсулина по количеству ХЕ принимаемой пищи, ежедневных энерготрат и уровню гликемии.

3.Контроль за массой тела (взвешивание 2-4 раза в месяц).

4.При уровне глюкемии более 13 ммоль/л исследование мочи на ацетон.

5.Ведение дневника больного СД.

6.Осмотр стоп и уход за ногами.

Проведение этих мероприятий по СК позволяет в конечном итоге улучшить здоровье пациентов, повысить качество их жизни и ог­раничить затраты на лечение. Следует отметить, что в настоя­щее время обучение пациентов должно выполнять роль базиса для их грамотного лечения.

Инсулинотерапия до настоящего времени остается единствен­ным эффективным средством лечения СД 1 типа.

Классификация препаратов инсулина

1. По длительности действия:

а) быстродействующие, короткого действия (ИКД): актрапид, хумулин регуляр и др., начало их действия на­ступает через 30-40 мин при подкожном введении, пик действия — через 1,5-3 ч, продолжительность действия -4-6 ч в зависимости от дозы;

б) инсулины средней продолжительности действия: монотард, про­тафан, хумулин (Л, НПХ), начало действия на­ступает через 1-2 ч, пик действия — через 4-10 ч, продол­жительность действия — 12-18 ч;

в) инсулины длительного действия (ИДД): ультратард, хуму­лин У, начало действия наступает через 4-6 ч, пик дейст­вия — через 10-18 ч, продолжительность действия — 20-26 ч;

г) комбинированные инсулины (смеси инсулинов короткого и средней продолжительности действия в различных со­отношениях): микстард НМ, хумулин М, фармакокинетика этих препаратов опре­деляется соотношением входящих в них компонентов.

Для удобства введения инсулина в настоящее время исполь­зуются инъекторы многоразового использования — шпри­цы-ручки (НовоПен — 1, 2, 3, ОптиПен). С помощью шприца-ручки больной может сделать себе инъекцию в любых условиях (на даче, в командировке, в гостях и т. п.) без особой подго­товки. Очень важным фактором является безболезненность инъекции за счет специальной заточки игл.

Инсулинотерапия проводится с заместительной целью, возмещая 2 вида секреции инсулина: базальную и стимулиро­ванную (пищевую, болюсную) инсулинемию. Первая представляет собой ту концентрацию инсулина в крови, которая обеспечивает гомеостаз глюкозы в интервалах между приемами пищи и во время сна. Скорость базальной секреции составляет 0,5-1 ед. в час (12-24 ед. в сутки). Второй вид секреции (пищевой инсулин) происходит в ответ на вса­сывание глюкозы пищи необходима для ее утилизации. Количество этого инсулина примерно соответствует объему принятых углево­дов (1-2 ед. на 1 ХЕ). При этом считается, что 1 ед. инсулина снижает уровень сахара крови приблизительно на 2,0 ммоль/л, На пищевой инсулин приходится примерно 50-70% суточной продукции инсулина, а на базальный 30-50%. Кроме того, необходимо помнить, что секреция инсулина под­вержена не только пищевым, но и суточным колебаниям. Так по­требность в инсулине резко повышается в ранние утренние часы (феномен утренней зари), а в дальнейшем снижается в течение дня.

Стартовая суточная доза инсулина может рассчитываться сле­дующим образом:

в 1-й год болезни потребность в инсулине составляет 0,3-0,5 ед./кг массы тела (иногда потребность может быть еще меньше за счет сохранившейся остаточной секреции базального инсулина);

при длительности СД более 1 года и хорошей компенсации -0,6-0,7 ед./кг;

у подростков в пубертатный период — 1-1,2 ед./кг;

при наличии декомпенсации СД, кетоацидозе доза составля­ет 0,8-1,2 ед./кг.

При этом базальная потребность обеспечивается двумя инъекциями ИСД (1/2 дозы базального инсу­лина утром и 1/2 — перед ночным сном) или одной инъекцией ИДД (всю дозу утром или на ночь). Доза этого инсулина обычно составля­ет 12-24 ед. в сутки. Пищевая (болюсная) секреция замещается инъ­екциями ИКД перед каждым из основных приемов пищи (обычно перед завтраком, обедом и ужином за 30-40 мин). Расчет дозы ведет­ся исходя из количества углеводов (ХЕ), которое предполагается принять во время предстоящего приема пищи (см. выше), а также уровня гликемии перед данным приемом пищи (определяется са­мим пациентом с помощью глюкометра).

Пример расчета дозы: больной СД 1 типа массой 65 кг и суточ­ной потребностью в углеводах 22 ХЕ. Ориентировочная общая доза инсулина составляет 46 ед. (0,7 ед./кг х 65 кг). Доза ИКД зависит от количества и качества ХЕ: в 8 ч (на 8 ХЕ) вводим 12 ед. актрапида, в 13 ч (7 ХЕ) — 8 ед. актрапида и в 17 ч (7 ХЕ) — 10 ед. актрапида. Доза ИКД за сутки составит 30 ед., а доза ИСД — 16 ед. (46 ед. — 30 ед.). В 8 ч вводим 8-10 ед. монотарда НМ и в 22 ч — 6-8 ед. монотарда НМ. В последующем дозы ИСД и ИКД можно увеличить или умень­шить (обычно одномоментно не более чем на 1-2 ед. в каждую из инъекций) в зависимости от энергозатрат, количества ХЕ и уровня гликемии.

Эффективность интенсивной инсулинотерапии оценивается по результатам самоконтроля.

источник

Планирование программы обучения для больных сахарным диабетом

В начале необходимо заметить, что сам процесс обучения похож на движение по широкому проспекту: если все машины будут двигаться без правил, то это приведет к автокатастрофе. Для упорядочивания движения существуют правила дорожного движения. При обучении больных сахарным диабетом также существует ряд правил, которым необходимо следовать. Этим правилам и будет посвящена данная статья.

Даже хорошее знание диабетологами своего предмета не предполагает хорошее умение обучать. Это тем более касается диабетологов, ответственных за разработку и проведение программ обучения. Для того, чтобы проводить обучение успешно, они должны:

— понимать, что программа не должна просто информировать больных, а должна обучать их действиям на основе этой информации;

— отдавать себе полный отчет в трудностях, которые возникают при использовании инструкторов, не прошедших предварительную подготовку для обучения, и от неоднородности “слушателей” по возрасту, уровню развития, образования, психологического состояния, стремления к обучению и др.;

— обеспечить стандартизацию программ обучения и унифицированный подход;

— понимать необходимость периодического повторного обучения;

— понимать важность оценки выбранного процесса обучения в отношении знаний больного, влияние сознательного отношения больного на результат лечения диабета.

Обучающая бригада (врач, медсестра, инструктор, диетолог) должна поддерживать равновесие между теоретическими инструкциями и практическими советами; задачей является необходимость изменения образа жизни больного в его собственных интересах. Все это должно проводиться без создания излишней тревоги или усиления чувства неполноценности, обусловленных поставленным диагнозом “диабет”. Следует подчеркнуть идею сотрудничества, при котором медицинский персонал и больной работают вместе над решением вопросов помощи больному.

Такой индивидуальный подход является важным в установлении взаимоотношений доверия. Особенностью метода эмоционально-смысловой адаптации к диабету является стремление к максимальной индивидуализации группового обучения, что достигается постановкой индивидуализированных целей, вовлечении каждого “слушателя” в процесс обсуждения тех или иных вопросов с помощью дискуссии, создании атмосферы взаимного доверия между больным и обучающей бригадой, правильный подбор места обучения, тщательная проработка программы обучения и содержания каждого курса, вовлечение по возможности в обучение членов семей.

Остановимся более подробно на различных аспектах планирования обучения и максимальной его индивидуализации.

Выбор персонала, занимающего обучением. Обучающая бригада должна отбираться с учетом чуткого и внимательного отношения к больным, желания и умения научить их необходимым знаниям. Отбирайте только тех, кто удовлетворяет Вашим представлениям и осознает, что обучение — наиболее важная часть помощи больным диабетом. Например, в беседах с врачами-эндокринологами до недавнего времени можно было услышать такую фразу: “Как, их еще и обучать чему-то надо?”. Конечно, такого врача нельзя и близко допускать к обучению больных сахарным диабетом. Ответственный врач должен быть уверен, что каждый член обучающей бригады не только имеет ясные представления о патофизиологии диабета, но и хорошо осведомлен об обычных проблемах, которые возникают ежедневно в помощи больным диабетом. Компетентный, хорошо обученный и опытный инструктор вселяет доверие. Оно не должно компрометироваться излишним многословием, неподготовленностью ответов — инструктор должен быть подготовлен так, чтобы не говорить, что у него нет ответов на многие вопросы, что он изучит вопрос глубже или обсудит его с кем-нибудь для того, чтобы ответить на него позже.

Инструкторы должны хорошо представлять, что вновь выявленные больные сахарным диабетом настолько взволнованы и перепуганы, что об обучении не может быть и речи. До тех пор, пока больной не примириться с поставленным диагнозом и не будет госпитализирован для обследования и лечения, или пока не будет создана атмосфера взаимного доверия и уважения — первоначальные инструкции должны ограничиваться основными сведениями.

Кроме того, для некоторых больных сама больничная обстановка или вид персонала в белых халатах может стать непреодолимым препятствием. Для них непринужденная беседа вне стен медицинского учреждения или занятия в классной комнате окажутся более результативными. Тогда инструктор должен быть готов встретиться с больным вне стен центра по обучению и провести с ним более доверительную беседу, касающуюся последующих событий его жизни.

Общеизвестно, что диабет — это хроническое состояние, а чувствовать себя всю жизнь больным невозможно. Поэтом, в процессе обучения надо стремиться избегать слов “болезнь”, “больной”, а постоянно подчеркивать, что диабет — это не заболевание, это — определенный образ жизни. Например, есть люди, которые не едят ничего мясного, — вегетарианцы, — это их образ жизни. Но чем же отличается от них человек, который должен вводить себе инсулин? Это некоторая особенность данного человека, которая не должна влиять на качество его жизни, его привычки, его окружение, его положение в обществе. Когда начинал работать Московский областной центр самоконтроля сахарного диабета (6 лет назад), некоторые сотрудники отделения эндокринологии, особенно младший и средний медицинский персонал, были крайне негативно настроены против проходящих обучение молодых людей. Они говорили: “Какие же они больные? Носятся по отделению как лоси !”, что являлось высшей оценкой работы, проведенной сотрудниками Центра.

Таким образом, от отношения сотрудников к пациентам зависит «львиная доля» успеха обучения, а минимальные требования к составу обучающей группы: по крайне мере один врач и еще один медицинский работник, способный дать советы по питанию. В дальнейшем бригада может быть расширена и состоять из медицинской сестры, диетолога, специалиста по уходу за ногами, инструктора, и, если возможно, клинического психолога. В правило обучения должны входить частые совещания между всеми членами обучающей бригады, обеспечивающие последовательный подход. Занятия каждого обучающего проводятся в присутствии коллег, замечания обсуждаются всеми участниками обучения, что необходимо для полного понимания соответствия материалов, предлагаемых для обучения. На первых порах рекомендуется составлять таблички, в одной из колонок которой перечислены достоинства и удачные “находки” которые обучающий применяет во время преподавания, а в другой колонке — недостатки и “промахи”. Сам преподаватель часто не замечает свои отрицательные стороны, а при коллективном обсуждении табличек, которые составили его коллеги, есть возможность исправить положение. Главное, чтобы между членами обучающей группы были доверительные отношения, исключающие обиды и бурное реагирование на замечания коллег, только в этом случае эффект от обучения будет максимальным.

Читайте также:  Жалобы и анамнез на сахарный диабет

Не менее важен подбор места для обучения. Оно должно быть хорошо освещено (это особенно важно для больных диабетом), хорошо проветриваемых, хорошо известным и просто доступным. Стены должны быть окрашены в нейтральный цвет пастельного тона. Недопустимо использовать яркие (красный, желтый, зеленый) цвета, так как они стимулируют работу центральной нервной системы, а так же могут способствовать перенапряжению зрительного аппарата. По этим же причинам доска для рисования не должна быть окрашена в белый цвет. Сидения должны быть удобными, в классе должны быть столы, на которых можно было бы писать. Если в комнате для обучения Вы планируете поставить один большой стол, за который могли бы сесть все члены обучения, немаловажный фактор играет форма этого стола. Наиболее оптимальна круглая или овальная форма, позволяющая каждому из больных чувствовать себя равноправным участником обучения. При наличии прямоугольного стола, больные, разместившиеся на узких его гранях будут иметь преимущество, по сравнению с теми, кто сидит вдоль широких граней стола. А тем более если за узкой гранью сидит сам преподаватель. Такое расположение ставит врача в “господствующее” положение и делает процесс обучения менее эффективным в связи со снижением атмосферы взаимного доверия. Больные не должны садиться лицом к окну, а преподаватель не должен освещаться со спины. Занятия в палате крайне нежелательны, так как, как правило, сюда может в любой момент войти кто-либо из медицинского персонала, что служит отвлекающим фактором. Но и сама обстановка в палате способствует скорее расслаблению и отвлечению внимания, чем сосредоточенной работе. Кроме того, в классе должны находиться учебные пособия, плакаты, слайды, видеоматериалы, играющие вспомогательную роль.

Важно, чтобы имелся спланированный курс обучения и расписание, которое выдается больным заранее для того, чтобы знать, как долго и чем они должны заниматься. Это предупредит вопросы, которые у больных неизбежно возникают в процессе обучения и они задают их, как бы забегая вперед. Существенное внимание необходимо уделять построению слов и фраз, интонации, с которой произносится та или иная фраза, исключению или минимизации медицинской терминологии. Любой медицинский термин, содержащийся в программе обучения должен быть тщательно объяснен больному. Например, можно часто услышать от пациента фразу типа: “Я вчера вечером после дискотеки загиповал, но хорошо, что у меня с собой была конфетка!” И если спросить у него что такое это “загиповал”, он расскажет, как он себя при этом чувствует, объяснит, что такое состояние бывает, когда сахар крови снижается слишком низко, но не сможет расшифровать термин “гипогликемия”. Необходимо разъяснить, что “гипо” означает “низкий”, “глик” — сахар, “емия” — в крови, а все вместе, дословно — “низкий сахар в крови”. Необходимо стремиться к тому, что если больной применяет медицинские термины, то делает это совершенно осознанно. Более того, программа обучения должна быть построена таким образом, чтобы обеспечивать единый подход всех членов обучающей бригады, унифицировать качество и количество подаваемой информации. Очевидно, содержание курса будет различным для больных Первым и Вторым типами сахарного диабета, а обсуждаемые в каждой теме детали будут зависеть от способности больных понять их. Инструкторы должны приспосабливать программу как для отдельных больных, так и для группы в целом. План программы должен включать следующие темы: 1. Глюкоза, гликемия. Что такое диабет? Симптомы, терапевтические подходы, цели лечения, средства для их достижения. Два типа диабета. 2. Компенсация сахарного диабета и решение различных жизненных проблем с помощью терапевтических мероприятий. Пути сохранения хорошей компенсации сахарного диабета. 3. Восприятие сахарного диабета больными. Качество жизни. Уровень жизни, особенности личности. Самоконтроль, цели домашней лаборатории, данные и их интерпретация. Применение результатов самоконтроля к различным жизненным ситуациям, связь с питанием. Большая свобода при самоконтроле. 4. Предупреждение гипергликемии и кетонурии. 5. Пища для удовольствия, диабетическая кухня. Почему диета больного сахарным диабетом нужна и здоровым людям? Планируемое и непланируемое питание. 6. История инсулина, механизм его действия. Характеристика препаратов инсулина, его дозировка. Что такое “правильная” доза инсулина? Инъекции. Сахароснижающие таблетки: почему не инсулин? 7. Предупреждение гипогликемий — слишком много инсулина. Лечение гипогликемий — сладости, глюкоза, глюкагон, поддержка семьи. 8. Хронические осложнения диабета. Пути их профилактики. Уход за ногами. 9. Физические упражнения. Спорт на профессиональном уровне? 10. Поведение в отпуске, во время путешествия, на берегу моря. Автомобиль: почему бы и нет? 12. ПИФ: питание, инсулинотерапия, физические нагрузки. Правила поведения в дни плохого самочувствия, при хирургических вмешательствах. 13. Обучение — менструация — замужество — беременность — планирование семьи. 14. Лекарства, которые могут помешать контролю диабета, например мочегонные, кортикостероиды, пероральные контрацептивы. К каждому циклу обучения вырабатывается собственный контрольный (общий план) лист, каждый вопрос в нем нуждается в расшифровке, охватывающей все детали темы. Этот более подробный план нужно рассматривать до, во время и после каждого занятия для уверенности в том, что ничего не упущено. Более того, каждое занятие должно быть построено так, чтобы инструктор точно знал, что должен выучить больной к его завершению. Это возможно при постановке целей к каждому занятию с обязательным их включением в контрольный лист, что делает его доступным пониманию и гибким в соответствии с запросами больных в процессе обучения. Если, например, большинство больных занимаются спортом (например, бодибилдингом), то следует добавить соответствующие детали в план обучения. А если в цикле имеются беременные женщины, подробнее остановиться на планировании семьи и правилам самоконтроля при беременности. Ниже представлена стандартная структурированная программа обучения в Московском Региональном Центре по обучению больных сахарным диабетом. Данная программа содержит все основные вопросы обучения, однако она не является чем-то стабильным и может меняться не только от одного цикла обучения к другому, но и в рамках одного цикла обучения. Например, в ходе обучения выявилось, что пациенты плохо усвоили “хлебные единицы”, что привело к коррекции программы обучения и ведению дополнительного семинара по данной тематике. Обращаем внимание, что структура программы отражает метод эмоционально-смысловой адаптации и разбита на дни, которые в свою очередь подразделяются на лекции, дискуссии и семинары. Особенно необходимо заметить, как подобраны темы для лекций, дискуссий и семинаров. Тема лекции отражает основные вопросы патогенеза, этиологии и механизмов действия сахароснижающих препаратов и питания, без которых невозможно дальнейшее обучение. Темы дискуссий сформулированы в виде вопросов и предполагают обсуждение с применением личного опыта каждого их больных и их активное участие в выработке общего вывода. И, наконец, тематика семинаров подразумевает практическую работу по расчету и подбору питания, технике инъекций инсулина, лечению гипо- и гипергликемий и т.д. Благодаря такой структуре программы каждый из членов обучающей бригады подробно знаком с каждой из перечисленных тем, что позволяет быть каждому из преподавателей активным участником процесса обучения.

При возможности, одного или нескольких членов семьи больного следует включать в программу обучения, что может способствовать нормализации и гармонизации отношений в семье. Например, очень часто, при выявлении диабета у одного из членов семьи, родственники стараются “оберегать” его от нарушений питания, от физических нагрузок, от эмоциональных стрессов, проявляя гиперопеку, что очень часто раздражает и расстраивает больных. Необходимо объяснить, что, конечно, помощь больному сахарным диабетом необходима, но она не должна делать из него “малого ребенка”, не должна исключать его из полноценной и качественной жизни. При наличии взаимного доверия между врачом и больным такие проблемы легко решаются. Например, один из молодых людей, проходящих обучение в нашем Центре, рассказал, что он только что женился и его жена, зная, что у него диабет, часто приносит в дом различную выпечку и торты. Наш больной также любил сладости и не мог себе отказать в кусочке торта, что естественно приводило к гипергликемии. После обучения он научился регулировать дозу вводимого инсулина и адаптировать ее к питанию. А его жена после беседы с нами была очень удивлена тем, что высокий сахар в крови может быть следствием съеденного маленького кусочка торта. Она сказала, что если бы знала об этом ранее, то не стала бы провоцировать мужа на прием сладкого. Этот пример убедительно доказывает необходимость работы обучающей бригады не только с самими больными, но и с членами их семей, а так же показывает необходимость распространения знаний о здоровой пищи и о сахарном диабете в обществе.

Планирование программы обучения предусматривает и планирование того контингента, для которого рассчитывается данная программа. Логично было бы предположить, что больных в возрасте 18-25 лет интересуют несколько другие вопросы, чем пациентов от 40 и старше (имеется ввиду, что все больные имеют один тип диабета). Кроме того, больным со стажем 2-5 лет необходимо сообщить более подробно информацию о причинах и механизме развития диабета, для них более важна психологическая адаптация к диабету. Пациентам, страдающим данным заболеванием 10-15-20 лет необходима информация о “новинках” в лечении диабета, поскольку к основам самоконтроля такие больные “пришли” сами, имея огромный опыт лечения своего заболевания. Таким образом, по объему и качеству информации циклы обучения для больных с различным стажем диабета и различным возрастом несколько отличаются друг от друга, что требует внесение соответствующей коррекции в саму программу обучения. Возможно проведение “тематического” обучения, например, посвященного беременности при сахарном диабете. Основной акцент в таком цикле делается на планировании и правилам поведения женщины во время беременности, в соответствии с чем вносятся изменения в структуру программы обучения. Другим примером “тематического” цикла может быть цикл “диабетическая стопа”, акцент в котором делается на правилах ухода за ногами и лечении уже имеющихся изменений со сороны ног.

Программа обучения больных сахарным диабетом.

источник

Сахарный диабет уже не считается редким заболеванием, но лишь немногие люди знают особенности его течения и понимают важность соблюдения врачебных рекомендаций.

Каждому человеку, которому впервые был поставлен такой диагноз, нужно в обязательном порядке пройти соответствующее обучение. Для этой цели существует специальная школа, в которой проводятся занятия для пациентов с сахарным диабетом.

Читайте также:  Болит живот у больного сахарным диабетом

Заболевание характеризуется недостатком инсулина и нарушением клеточного углеводного обмена. Результатом развития в организме такого патологического процесса становится рост гликемии, а также обнаружение в моче глюкозы. Течение диабета, его проявления и выбранная лечебная тактика обусловлены типом болезни.

  • 1 типа – предусматривает выполнение инъекций инсулина в связи с отсутствием или недостаточностью его выработки организмом;
  • 2 типа – характеризуется потерей чувствительности к инсулину и требует приема специальных препаратов;
  • гестационный – выявляется только в период беременности.

Инсулинозависимая форма болезни вызвана поражением бета-клеток, ответственных за секрецию инсулина. Дефицит гормона препятствует усвоению глюкозы, что приводит к росту ее значений в крови. Такое состояние свойственно гипергликемии, когда избыток сахара не проникает в клетки, а остается в крови.

Факторы, способные спровоцировать развитие 1 типа:

  • генетические причины;
  • инфекции, вирусы, поразившие поджелудочную железу;
  • понижение иммунитета.

Такая форма заболевание развивается очень стремительно и часто поражает людей молодого возраста. У них наблюдается снижение веса несмотря на повышенный аппетит и жажду. Постоянно присутствует ощущение усталости, раздражительность и усиленное отделение мочи в ночной период. В течение нескольких дней с момента начала проведения инсулинотерапии к пациенту вновь возвращается нормальный вес и улучшается самочувствие.

Инсулинонезависимый тип сопровождается схожей симптоматикой с 1 типом, но все же имеет некоторые особенности:

  • болезнь возникает после 40 лет;
  • уровень инсулина, содержащегося в крови, находится в пределах нормы или незначительно понижен;
  • наблюдается повышение гликемии;
  • патология определяется чаще всего случайно, когда человек проходит плановый осмотр или обращается с жалобой на другое заболевание.

Диабет у таких пациентов развивается медленно, поэтому они могут долго не знать об имеющейся в организме патологии.

Причины возникновения 2 типа:

Лечебная тактика в таком случае основывается на соблюдении диеты, снижении веса и восстановлении чувствительности к имеющемуся в организме инсулину. При отсутствии эффекта от перечисленных мероприятий человеку может быть рекомендован прием специальных препаратов, способствующих понижению глюкозы. В некоторых случаях требуется применение инсулинотерапии.

Появление диабета у беременных связано чаще всего с наличием генетической предрасположенности. Спровоцировать болезнь могут погрешности в питании, а также чрезмерная нагрузка на продуцирующий гормоны орган.

Пациентам с таким диагнозом не стоит отчаиваться и акцентировать внимание на вынужденных ограничениях, установленных заболеванием. Современные научные разработки в области медицины дают шанс всем диабетикам сделать свою жизнь полноценной. Важную роль в профилактике осложнений и сопутствующих болезни патологических состояний играет школа здоровья для диабетиков.

Успех в лечении заболевания зависит не только от правильно подобранного медикаментозного лечения, а от желания, стремления и дисциплины самого пациента вести по-прежнему активный образ жизни.

Течение диабета в большей степени зависит от настойчивости больного.

На базе многих медицинских учреждений, оздоровительных центров организованы специальные школы, в которых проводятся обучающие занятия для укрепления и поддержания здоровья диабетика. В них принимают участие не только эндокринологи, но и такие специалисты, как офтальмологи, терапевты, хирурги, диетологи.

Присутствие на занятиях помогает пациентам узнать больше о самой патологии, связанных с ней осложнениях, и научиться предотвращать нежелательные последствия.

Главная цель, которую преследуют специалисты школы, заключается не только в передаче знаний, но и в формировании мотивации у больных для взятия ответственности за лечение диабета, а также изменения своего поведения.

Зачастую у диабетика появляется страх перед этой патологией и отказ от преодоления каких-либо сложностей, возникающих в процессе терапии. Многие люди теряют интерес к происходящим событиям, разочаровываются в жизни, а лечение считают совершенно бессмысленным.

Посещение школы диабета помогает преодолеть возникшие трудности и научиться полноценно существовать с учетом установленных заболеванием рамок.

Основными темами, которые согласованы ВОЗ и охватываются в процессе учебы, являются:

  1. Диабет, как образ жизни.
  2. Самоконтроль, как мера профилактики осложнений.
  3. Правила питания.
  4. Диета, основанная на подсчете хлебных единиц.
  5. Инсулинотерапия и виды применяемых гормонов.
  6. Осложнения, возникшие на фоне диабета.
  7. Физические нагрузки и правила коррекции доз препарата.
  8. Гипертония, ИБС.

В школе в основном проводятся групповые занятия для больных, на которых обсуждаются теоретические аспекты лечения. Для лучшего понимания и усвоения материала проводятся в обязательном порядке практические тренинги, включающие игры и решение различных задач.

Благодаря применению интерактивного метода на обучении пациенты обмениваются между собой информацией, что способствует лучшему восприятию полученных знаний. Кроме того, такая обучающая тактика дает возможность вносить корректировки в программу занятий.

Видеооматериал о сахарном диабете 2 типа:

Специалисты школы на каждой встрече задают вопросы по предыдущей лекции, чтобы закрепить и повторить уже изученный материал. Важно, чтобы пациенты после обучения могли применять полученные знания на практике.

План занятий в школе диабета охватывает 3 важных блока:

  1. Самоконтроль гликемии и установление индивидуального приемлемого уровня показателя.
  2. Коррекция рациона и обучение правилам диетического питания.
  3. Умение справляться со стрессовыми ситуациями и соблюдать меры профилактики всех осложнений.

Школа диабета – это ведущее звено в лечении этого заболевания и предотвращения нежелательных последствий.

На занятиях, проводимых в рамках школы диабета, пациентам рассказывают о важности самоконтроля гликемии, частоте выполнения его в течение дня.

Регулярное измерение сахара позволяет:

  1. Разобраться какое значение гликемии является наиболее комфортным и оптимальным.
  2. Подобрать меню с учетом реакции организма на прием определенных пищевых изделий.
  3. Установить подходящее количество физических занятий, которые необходимы больным диабетом.
  4. Уметь корректировать дозировку инсулина и сахароснижающих препаратов.
  5. Научиться использовать глюкометры и верно вести дневник питания, в котором следует отражать результаты всех замеров и употребленные продукты. Это даст возможность проанализировать свое состояние, сделать правильные выводы и откорректировать при необходимости лечение.

В сутки следует измерять сахар не менее 4 раз, 3 из которых выполняются перед едой, а 1 – до сна. Пациент может самостоятельно проводить дополнительные замеры гликемии в случаях ухудшения самочувствия, занятия непривычным для себя видом деятельности, в момент стресса или других ситуациях.

Диета является главным критерием эффективного лечения болезни. Специалисты школы обучают пациентов не только подбирать продукты согласно правилам питания, но и дают рекомендации по установке режима приема пищи, сочетанию продуктов и учету калорийности.

  1. Следует держать вес в пределах нормы. Избыток массы тела необходимо устранять посредством сбалансированного питания и физических нагрузок.
  2. Предотвращать снижение веса при наличии склонности к худобе, что наиболее актуально для больных 1 типа.
  3. Приемы пищи должны быть дробными и представлены небольшими порциями. Пациентам важно не допускать продолжительного по времени голодания во избежание гипогликемии, а также комы.
  4. Рацион должен быть калорийным, чтобы восполнять энергетические затраты при недостатке содержания глюкозы в клетках.
  5. Необходимо уметь считать ХЕ (хлебные единицы) во время каждого приема пищи. Это позволит вести правильный учет количества употребленных углеводов, что наиболее важно для инсулинозависимых пациентов при подборе дозировки гормона.

Роль медицинской сестры заключается в контроле соблюдения пациентами условий лечебного питания.

Видеоматериал о питании при диабете:

Многие люди привыкли устранять эмоциональную нагрузку с помощью приема спиртного, курения или употребления большого количества сладостей.

Люди, страдающие диабетом, не должны позволять себе такие вольности. Эти вредные привычки способны губительным образом сказаться на их здоровье. В процессе обучения опытные психологи оказывают поддержку пациентам, помогают им справиться со стрессом и вернуть стремление к жизни.

Таким образом, залогом счастливой жизни для людей с таким диагнозом является высокий уровень их организованности, а также желание и стремление научиться контролировать свою болезнь.

источник

Вот-вот стартует наш новый познавательный оздоровительный проект Школа Сахарного диабета!

Врач эндокринолог-диабетолог Ольга Малахова разработала программу занятий, которая поможет узнать много важного об этой коварной болезни, разобраться в причинах возникновения, особенностях течения и даже предупредить возможное развитие сахарного диабета.
Также, в конце на занятия вы сможете задать свои вопросы, проконсультироваться.

План занятий в школе сахарного диабета.

Что такое сахарный диабет, типы сахарного диабета.
Нормы сахара крови.
Понятие о целевом уровне сахара крови у больного сахарным диабетом.
Самоконтроль сахара крови. Ведение дневника самоконтроля.
Гликированный гемоглобин.

Питание при сахарном диабете.
Определение ИМТ и расчет суточной калорийности. Режим питания. Содержание белков, жиров, углеводов в продуктах и их влияние на уровень сахара крови. Гликемический индекс. Система хлебных единиц.
Сахарозаменители.
Ведение пищевого дневника.

Лечение сахарного диабета. Сахароснижающие препараты. Показания к инсулинотерапии при сахарном диабете 2 типа.
Физическая нагрузка, показания и противопоказания.
Паспорт диабетика.

4-е занятие (для тех, кто на инсулине)

Инсулинотерапия. Виды инсулинов, схемы инсулинотерапии. Техника инъекций. Хранение инсулина.
Коррекция доз при физической нагрузке.

Хронические микро- и макрососудистые осложнения сахарного диабета. Наблюдение и профилактика. Целевой уровень АД и ХС. Уход за ногами.

Острые осложнения сахарного диабета.
Гипогликемия. Симптомы, причины, первая помощь.
Диабетический кетоз, кетоацидоз.

7-е занятие (если будут желающие)

Планирование и ведение беременности при сахарном диабете.

источник

Сахарный диабет (СД) второго типа характеризуется развитием тяжелых осложнений, приводящих к потере трудоспособности, ранней инвалидизации и смертности пациентов. На современном этапе развития диабетологии обучение пациентов является необходимой составля

Сахарный диабет (СД) второго типа характеризуется развитием тяжелых осложнений, приводящих к потере трудоспособности, ранней инвалидизации и смертности пациентов. На современном этапе развития диабетологии обучение пациентов является необходимой составляющей и залогом успешной комплексной терапии СД второго типа наряду с диетой, физическими нагрузками, самоконтролем и медикаментозной терапией.

Обучение проводится в специально созданных «школах больных СД второго типа», одна из которых в течение 7 лет функционирует на базе клиники эндокринологии Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова. В этой школе прошли обучение 3171 человек, из них 2663 человека (83,9%) неоднократно, средний возраст пациентов составил 56±11,2 года.

Целью обучения больных СД второго типа является формирование у пациентов мотивации к лечению, с тем чтобы они могли принять активное участие в лечебном процессе, а также приобретение больными практических знаний и навыков, необходимых для адаптации к качественно новым условиям жизни. Для успешного решения поставленных задач необходима четкая организация процесса обучения. В клинике эндокринологии ММА им. И. М. Сеченова обучающая команда состоит из двух врачей: эндокринолога и подолога, при необходимости в штат могут быть включены диетолог, психолог, офтальмолог. Обучение проходят пациенты, находящиеся на амбулаторном или стационарном обследовании и лечении, размер групп варьирует от 8 до 15 человек. Представленная ниже программа обучения больных СД второго типа четко структурирована и состоит из 9 занятий длительностью 2-3 часа каждое.

Занятие начинается со знакомства с группой, представления обучающей команды, короткого рассказа каждого из пациентов о начале заболевания, получаемом лечении, имеющихся проблемах, возникших в связи с наличием СД.

  • основные понятия диабетологии (нормальный, высокий и низкий уровень сахара в крови, почечный порог комы);
  • цели лечения;
  • симптомы СД и причина их появления;
  • типы СД;
  • «четыре кита» комплексной терапии СД второго типа.

В процессе занятия пациентам рассказывают о нормальных значениях уровня сахара натощак и перед едой (3,3-5,5 ммоль/л), а также через 2 часа после еды ( 1. Дедов И. И., Анциферов М. Б., Галстян Г. Р., Майоров А. Ю., Суркова Е. В. Обучение больных СД. М., 1999.
2. Штандл Э., Менерт Х. Большой справочник по диабету. Пер. с нем. М., 2000.
3. Бутрова С. А. Синдром инсулинорезистентности при абдоминальном ожирении // Лечащий Врач. 1999. №7. С. 32-36.
4. СД. Доклад исследовательской группы ВОЗ. Серия технических докладов 727. Пер. с англ. М., 1987.
5. American Diabetes Association/ Nutrition recommendations and principles for people with diabetes mellitus / Diabetes Care 21. 1998. (Suppl.1): S5-S19.
6. Аssal J. P. Доклад ВОЗ по проведению образовательных программ у терапевтических больных // Медикография. Т 21. 1999. №4. С. 64-72.
7. Coulston A. M. Insulin resistance: its role in health and disease and implications for nutritional management. Topics in Nutrition, 1997. 1-14.

Читайте также:  Сахарный диабет стопа как начинается

источник

Школа для больных сахарным диабетом

Школа для больных сахарным диабетом открыта с целью обеспечения больных диабетом современными знаниями по вопросам профилактики и самоконтроля диабета. Школа располагает хорошо оснащенной материально-технической базой:

    класс для занятий;видеоаппаратура;компьютерная техника;библиотека, имеющая литературу по вопросам диабетологии;методические пособия;средства самоконтроля.

Основные направления работы:

    по социально-психологической адаптации к своему заболеванию;по вопросам питания, профилактики и самоконтроля при диабете;по обучению лечебной физкультуре.

Очень важным является начальное обучение, которое должно быть проведено с пациентом и членами его семьи вскоре после установления диагноза сахарного диабета. Однако в этот период многие семьи находятся в состоянии шока и не способны воспринять большой объем информации. Поэтому начальное обучение должно включать только основную или необходимую для «выживания» информацию о сахарном диабете, инсулинотерапии, технике инъекций, измерении и допустимом уровне глюкозы в крови, а также информацию о гипогликемии и гипергликемии.

В течение последующих месяцев и лет необходимо проведение более полных обучающих программ. Занятия должны проводиться специалистами в области обучения больных методам лечения сахарного диабета и диетологами в соответствии с возрастом и степенью зрелости ребенка.

Ответственность за лечение

Нет понимания заболевания, однако возможно постепенное освоение простых навыков повседневной жизни

Полная зависимость от родителей

Ребенку тяжело понять, почему необходимо делать болезненные процедуры. Ребенку нужно объяснить, что инъекции инсулина — это лечение и что оно необходимо. Постепенно ребенка можно обучить тому, какие продукты можно есть и что такое гипогликемия. Ребенок может сам решать, какой пальчик подставить для прокола

Эта группа детей нуждается в постоянном наблюдении, их родители ответственны за управление лечением

Ребенок часто сам может проверить сахар крови и выбрать место для инъекции инсулина. Часто ребенок может сам распознать гипогликемию

Эта группа детей нуждается в помощи взрослых в решении задач, связанных с заболеванием

Более старшие дети в этой возрастной группе обычно могут самостоятельно измерять сахар крови и делать инъекции инсулина. Родители должны помогать в интерпретации показателей сахара крови и, соответственно, в выборе дозы инсулина

Основная ответственность за лечение все еще лежит на родителях. Однако постепенно повышается и ответственность за лечение самого ребенка

Постепенно ребенок должен быть в состоянии решать все задачи, связанные с заболеванием

Постепенно подросток полностью берет ответственность за лечение на себя. Родители должны обеспечивать поддержку, помощь и советы

Обучение может проводиться индивидуально или в группах, дома или в поликлиниках. Обучение возможно также для членов семей, друзей и одноклассников.

Программа обучения должна включать следующие вопросы:

    Этиология сахарного диабета (анатомия и физиология)Типы инсулинов, действие инсулинов, правила храненияТехника и методы инъекцийИзмерение глюкозы крови, глюкометрыДиетаИзменение доз инсулина, связь между диетой, инсулином, физической нагрузкой и уровнем глюкозы кровиГипогликемияГипергликемияУправление диабетом во время сопутствующих заболеванийСпортАлкогольНаркотикиПутешествияКонтрацептивы и будущая беременностьОсложнения сахарного диабета

Необходимо регулярно проверять понимание родителями и ребенком своего заболевания, а также связанных с ним навыков. Если замечены ошибки или пробелы в знаниях, то необходимо повторение обучения.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Как уже упоминалось выше, жизненно важно, чтобы процесс обучения проводился с учетом возраста и степени зрелости ребенка. Поэтому необходимо использовать ту терминологию, которую ребенок знает и понимает. Программа обучения должна проводиться в дружеской и спокойной атмосфере, чтобы ребенок и его родители чувствовали себя уютно и могли задавать вопросы.

Дети младшей возрастной группы (2-5 лет)

Старшим детям в этой возрастной группе можно объяснять строение и функции внутренних органов с помощью игрушек или плакатов. Детей нужно спрашивать о том, что они знают о желудке, кишечнике, сердце и легких. Детям необходимо рассказывать, где вырабатывается инсулин и как он действует. С помощью картинок можно объяснить значение здоровой пищи и как выглядит человек во время гипогликемии. При демонстрации техники инъекций можно использовать куклу или мягкие игрушки, или делать инъекции родителям и преподавателям. Ребенка просят помочь при измерении уровня глюкозы преподавателю или родителям.

Дети в препубертатном периоде (6-11 лет)

Дети этой возрастной группы способны играть более активную роль во время процесса обучения. В качестве материалов для обучения можно использовать слайды, плакаты, книги с картинками, видеофильмы, игры. В каждом случае необходимо, чтобы ребенок вместе с преподавателем обсудил основную идею, изображенную на картинке. Важно, чтобы дети чувствовали себя свободно, задавали вопросы, могли обмениваться мыслями по обсуждаемым темам. Обучение практическим навыкам, таким как техника инъекции и измерения глюкозы крови, можно проводить так же, как и в группе детей более младшего возраста.

Подросткам, как и более младшим пациентам, необходимо преподавать базовую информацию о заболевании. Кроме того, дополнительно обсуждаются «подростковые» вопросы (вечеринки, спорт, нарушения режима питания и распорядка дня и др.). Обучение можно проводить индивидуально или в группах. В качестве обучающего материала можно использовать слайды, игры, в том числе и компьютерные, видеофильмы. Летний лагерь может быть идеальной возможностью для обучения и проверки практических навыков по управлению диабетом.

ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ ИНСУЛИНОЗАВИСИМЫМ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ

Сахарный диабет относится к хроническим заболеваниям, которые можно лечить, но нельзя полностью вылечить и как другие хронические неинфекционные заболевания представляет серьезную проблему для медицины всех стран вследствии большой распространенности, высокой инвалидизации трудоспособного населения, значительных экономических проблем. В настоящее время в мировой медицине общепризнано, что одним из самых прогрессивных подходов к решению этих проблем является организация системы обучения хронических больных самоконтролю заболевания. Развитие обучения в диабетологии послужило моделью для аналогичной работы в области других хронических заболеваний ( и соавт., 1998).

Программа «Школы сахарного диабета»

Занятие 1. Понятие о сахарном диабете. Этиология, патогенез развития сахарного диабета. Типы СД (ИЗСД и ИНСД)

2 типа, модификация пищевого поведения у пациентов с ожирением и СД.

Занятие 3. Понятие о хлебных единицах, калорийности и пищевой ценности продуктов питания. Расчет калоража питания.

Занятие 4. Специальные вопросы питания (сахарозаменители). Роль физических нагрузок при СД.

Занятие 5. Осложнения СД, профилактика диабетической стопы и других осложнений.

Занятие 6. Психологическая саморегуляция, самозащита при СД. Самоконтроль. Принципы самоконтроля.

1. Повышение уровня знаний о диабете.

2. Снижение частоты острых осложнений СД.

3. Снижение частоты и тяжести хронических осложнений диабета.

4. Улучшение качества жизни.

Вопросы для оценки уровня знаний больных сахарным диабетом I типа.

1. Что происходит с сахаром крови при недостатке инсулина?

б) сахар крови остается без изменения

2. Представьте себе двух людей:

Кто из них вероятнее всего, при заболевании диабетом будет вводить инсулин?

3. Что будет с больным сахарным диабетом молодого возраста, если в течение недели он не будет вводить инсулин?

4. Как можно установить, годен ли еще препарат инсулина?

5. За сколько времени до еды нужно вводить инсулин короткого действия?

6. Из какого участка тела инсулин всасывается быстрее всего?

7. Как рассчитать нормальный вес?

8. Если вы смешиваете инсулины в одном шприце, в каком порядке нужно набирать их?

а). сначала инсулин короткого действия

б) последовательность не имеет значения

в) сначала инсулин продленного действия

9. Какие значения сахара крови в норме у здорового человека натощак

10 Укажите три важнейшие причины гипогликемии?

11. Укажите два признака гипогликемии, которые могут заметить у Вас со стороны ( другие люди)?

12. Как не нужно вводить инсулин?

13. Что может быть причиной появления ацетона в моче?

б) ввели слишком мало инсулина

14. Что такое глюкагон, кто и когда его должен вводить?

15. На каком среднем уровне сахара крови чаще всего находится почечный порог?

16. Чтобы оценить свое состояние за сутки, нужно определять сахар в крови или моче как минимум….(сколько) раз?

17. Какую порцию мочи надо исследовать, чтобы оценить величину сахара крови в данный момент?

18. В каких случаях надо проверять мочу на ацетон?

19. В каком случае по определению сахара в моче ( при каком его значении) мы не можем судить о сахаре крови?

20. Какие из перечисленных предметов нельзя употреблять при уходе за ногами?

21. Назовите три органа ( включая части тела), где бывают наиболее выражены осложнения диабета.

22. Что такое одна хлебная единица и чему она равна?

23. Какие из перечисленных веществ имеют калории?

а) сахарин б) фруктоза в) ксилит

24. Какими из перечисленных продуктов можно лечить гипогликемию?

а) хлеб б) помидоры в) сыр г) сахар

25.Какие из перечисленных продуктов содержат 1 хлебную единицу?

а) две луковицы б) половина банана в) два персика

26. Какой из перечисленных напитков можно пить без ограничения?

а) яблочный сок б)водка в) молоко г) минеральная вода

27. Какой из вышеперечисленных напитков может привести к гипогликемии?

    дать общие знания по диабетунаучить самоконтролю: изменить дозу инсулина, сахароснижающих средств в зависи — мости от гликемии, различных ситуаций (физическая активность, болезнь), плани- рованию питанияотработать практические навыки.
    научить пациента с сахарным диабетом жить полноценной жизньюдобиться компенсации сахарного диабета за время занятий в привычных для пациента условиях (не в стационаре)отработать дозу инсулина, сахароснижающих средств, подобрать комплекс физических упражненийобследовать пациента у всех специалистов, провести клинические и биохимические анализы, выявить осложнения активно в ранних стадиях
    для пациентов с сахарным диабетом I типадля пациентов с сахарным диабетом II типдля детей и подростковдля медицинских сестердля врачейдля социальных работников
    малые группы (семинары, практические занятия, деловая игра, видеокласс, реше — ние ситуационных задач)индивидуальное обучениепроведение конкурсов с элементами обучения, викторинзаседание группы поддержки 1 раз в месяц с различной тематикойделовая играсовместный отдых с элементами обучения, обмена опытомвидеокласс

Проанализированы показатели индекса массы тела, гликемии и суточной дозы до и после обучения у 10 больных в возрасте от 46 до 65 лет со стажем диабета от 3 до 10 лет. Снижение массы тела отмечено у 80% больных. В 20% случаев масса тела не изменилась. Улучшение показателей гликемии и соответственно снижение суточной дозы сахароснижа — ющих препаратов отмечено в 40% случаев. В 20% случае — отмена препарата. В 40% случаев — доза не изменилась.

источник