Меню

Обучение в школе сахарный диабет

Ведущая цель обучения при СД — научить пациента управлять лечением своего заболевания. При этом ставятся задачи: создание мотивации к овладению пациентом методами управления СД, ин­формирование пациента о заболевании и способах предотвраще­ния его осложнений, обучение методам самоконтроля.

Основные формы обучения: индивидуальная (беседа с больным) и групповая (обучение пациентов в специальных школах для боль­ных СД в условиях стационара или амбулаторно). Последняя наи­более эффективна в отношении достижения поставленной цели. Обучение проводится по специальным структурирован­ным программам, дифференцированным в зависимости от типа СД, возраста больных (например, школа для детей, больных СД 1 типа и для их родителей), вида применяемого лечения (диетотерапия, пероральные сахароснижающие препараты или инсулинотерапия при СД 2 типа) и наличия осложнений.

Это учет больными СД, прошедшими обучение, субъективных ощущений, уровня гликемии, глюкозурии, других показателей, а также режима питания и физических нагрузок с целью принятия самостоятельных решений для предотвращения острых и хронических осложнений СД. Самоконтроль включает в себя:

1.Контроль и оценка сахара крови до еды и перед каждой инъ­екцией инсулина ежедневно при проведении интенсивной инсулинотерапии. Наиболее эф­фективно СК осуществляется с помощью глюкометра — пор­тативной тест-системы, предназначенной для экспресс-ана­лиза уровня гликемии.

2.Расчет дозы инсулина по количеству ХЕ принимаемой пищи, ежедневных энерготрат и уровню гликемии.

3.Контроль за массой тела (взвешивание 2-4 раза в месяц).

4.При уровне глюкемии более 13 ммоль/л исследование мочи на ацетон.

5.Ведение дневника больного СД.

6.Осмотр стоп и уход за ногами.

Проведение этих мероприятий по СК позволяет в конечном итоге улучшить здоровье пациентов, повысить качество их жизни и ог­раничить затраты на лечение. Следует отметить, что в настоя­щее время обучение пациентов должно выполнять роль базиса для их грамотного лечения.

Инсулинотерапия до настоящего времени остается единствен­ным эффективным средством лечения СД 1 типа.

Классификация препаратов инсулина

1. По длительности действия:

а) быстродействующие, короткого действия (ИКД): актрапид, хумулин регуляр и др., начало их действия на­ступает через 30-40 мин при подкожном введении, пик действия — через 1,5-3 ч, продолжительность действия -4-6 ч в зависимости от дозы;

б) инсулины средней продолжительности действия: монотард, про­тафан, хумулин (Л, НПХ), начало действия на­ступает через 1-2 ч, пик действия — через 4-10 ч, продол­жительность действия — 12-18 ч;

в) инсулины длительного действия (ИДД): ультратард, хуму­лин У, начало действия наступает через 4-6 ч, пик дейст­вия — через 10-18 ч, продолжительность действия — 20-26 ч;

г) комбинированные инсулины (смеси инсулинов короткого и средней продолжительности действия в различных со­отношениях): микстард НМ, хумулин М, фармакокинетика этих препаратов опре­деляется соотношением входящих в них компонентов.

Для удобства введения инсулина в настоящее время исполь­зуются инъекторы многоразового использования — шпри­цы-ручки (НовоПен — 1, 2, 3, ОптиПен). С помощью шприца-ручки больной может сделать себе инъекцию в любых условиях (на даче, в командировке, в гостях и т. п.) без особой подго­товки. Очень важным фактором является безболезненность инъекции за счет специальной заточки игл.

Инсулинотерапия проводится с заместительной целью, возмещая 2 вида секреции инсулина: базальную и стимулиро­ванную (пищевую, болюсную) инсулинемию. Первая представляет собой ту концентрацию инсулина в крови, которая обеспечивает гомеостаз глюкозы в интервалах между приемами пищи и во время сна. Скорость базальной секреции составляет 0,5-1 ед. в час (12-24 ед. в сутки). Второй вид секреции (пищевой инсулин) происходит в ответ на вса­сывание глюкозы пищи необходима для ее утилизации. Количество этого инсулина примерно соответствует объему принятых углево­дов (1-2 ед. на 1 ХЕ). При этом считается, что 1 ед. инсулина снижает уровень сахара крови приблизительно на 2,0 ммоль/л, На пищевой инсулин приходится примерно 50-70% суточной продукции инсулина, а на базальный 30-50%. Кроме того, необходимо помнить, что секреция инсулина под­вержена не только пищевым, но и суточным колебаниям. Так по­требность в инсулине резко повышается в ранние утренние часы (феномен утренней зари), а в дальнейшем снижается в течение дня.

Стартовая суточная доза инсулина может рассчитываться сле­дующим образом:

в 1-й год болезни потребность в инсулине составляет 0,3-0,5 ед./кг массы тела (иногда потребность может быть еще меньше за счет сохранившейся остаточной секреции базального инсулина);

при длительности СД более 1 года и хорошей компенсации -0,6-0,7 ед./кг;

у подростков в пубертатный период — 1-1,2 ед./кг;

при наличии декомпенсации СД, кетоацидозе доза составля­ет 0,8-1,2 ед./кг.

При этом базальная потребность обеспечивается двумя инъекциями ИСД (1/2 дозы базального инсу­лина утром и 1/2 — перед ночным сном) или одной инъекцией ИДД (всю дозу утром или на ночь). Доза этого инсулина обычно составля­ет 12-24 ед. в сутки. Пищевая (болюсная) секреция замещается инъ­екциями ИКД перед каждым из основных приемов пищи (обычно перед завтраком, обедом и ужином за 30-40 мин). Расчет дозы ведет­ся исходя из количества углеводов (ХЕ), которое предполагается принять во время предстоящего приема пищи (см. выше), а также уровня гликемии перед данным приемом пищи (определяется са­мим пациентом с помощью глюкометра).

Пример расчета дозы: больной СД 1 типа массой 65 кг и суточ­ной потребностью в углеводах 22 ХЕ. Ориентировочная общая доза инсулина составляет 46 ед. (0,7 ед./кг х 65 кг). Доза ИКД зависит от количества и качества ХЕ: в 8 ч (на 8 ХЕ) вводим 12 ед. актрапида, в 13 ч (7 ХЕ) — 8 ед. актрапида и в 17 ч (7 ХЕ) — 10 ед. актрапида. Доза ИКД за сутки составит 30 ед., а доза ИСД — 16 ед. (46 ед. — 30 ед.). В 8 ч вводим 8-10 ед. монотарда НМ и в 22 ч — 6-8 ед. монотарда НМ. В последующем дозы ИСД и ИКД можно увеличить или умень­шить (обычно одномоментно не более чем на 1-2 ед. в каждую из инъекций) в зависимости от энергозатрат, количества ХЕ и уровня гликемии.

Эффективность интенсивной инсулинотерапии оценивается по результатам самоконтроля.

источник

Сахарный диабет является распространенным заболеванием.

Когда при обследовании человеку ставят диагноз, то важно получить исчерпывающую информацию об этом недуге.

С этой целью функционирует специальная школа сахарного диабета.

В Москве находится школа диабета на Пречистенка. Она действует на базе эндокринологического диспансера.

Письма от наших читателей

Диабетом моя бабушка болеет давно (2 тип), но в последнее время пошли осложнения на ноги и внутренние органы.

Случайно нашла статью в интернете, которая в прямом смысле спасла жизнь. Меня там бесплатно проконсультировали по телефону и ответили на все вопросы, рассказали как лечить диабет.

Через 2 недели после прохождения курса лечения у бабули даже настроение поменялось. Сказала, что ноги уже не болят и язвы не прогрессируют, на следующей неделе пойдем на прием к врачу. Скидываю ссылку на статью

Эффективность терапии зависит не только от грамотного лечения, но и от действий самого пациента. В учреждениях медицинского и оздоровительного назначения действуют школы диабета, где проводят лекции, тематика которых нацелена помочь укрепить и поддержать состояние здоровья диабетиков.

Обучение в школе диабета проводят разные специалисты:

Цель школы сахарного диабета: максимально проинформировать пациента о болезни, научить предотвращать негативные последствия со здоровьем.

В школе для диабетиков проводятся групповые занятия. Также практические тренинги, моделирование и решение задач, игры позволяют разнообразить подачу информации и помочь хорошо ее запомнить.

В программу занятий школы диабета включается опрос по предыдущей теме для закрепления и повторения пройденной темы. Так осуществляется контроль знаний.

Школа здоровья для госпитализованых больных сахарным диабетом продолжительностью 5 либо 7 дней. Для других пациентов план занятий в школе диабета составляется с учетом занятости. Программа проводится два раза на неделю на протяжении месяца. Ее посещают люди разного возраста. Иногда в некоторых учреждения действуют занятия в онлайн режиме. На сайте школа диабетару можно найти подробную информацию о заболевании.

В школе для больных сахарным диабетом инструкторы разделяют пациентов на разные группы. Так действует обучающая программа:

Инновация в лечении диабета — просто каждый день пейте.

Школа сахарного диабета для детей проводит обучающий курс для детей и родителей, так как они не могут в полной мере воспринимать информацию. Они посещают отдельную группу в школе диабета 1 типа.

В школе диабета 1 типа для детей предоставляется информация о сложностях протекании болезни в юном возрасте. Расписание подстраивают в школе под график работы родителей.

При необходимости можно посещать школу диабета столько раз, сколько необходимо, чтобы овладеть знаниями и навыками.

При сахарном диабете организм в недостаточном количестве вырабатывает инсулин. Происходит нарушение обмена веществ. В ходе патологического процесса развивается гликемия, появляется сахар в крови.

  • 1 тип, при котором пациент делает уколы инсулина;
  • 2 тип выражается нечувствительностью к инсулину, потому важно принимать другие препараты;
  • гестационный появляется вовремя беременности.

Нехватка гормона блокирует усвоение глюкозы, в результате чего ее количество повышается в крови. Такое состояние присуще для заболевания 1 типа.

  • наследственность;
  • снижения иммунитета;
  • инфекционное, вирусное поражение поджелудочной железы.

Диабет 1 типа быстро развивается и встречается больше у людей молодого возраста, нежели в зрелом. При этом пациенты страдают повышенным аппетитом, их мучает регулярная жажда, снижается вес.

Симптомами болезни является:

Читателям нашего сайта предоставляем скидку!

Для заболевания 2 типа характерны симптомы:

  • появление болезни после 40 лет;
  • инсулин в немного понижен либо в норме;
  • повышение гликемии;
  • болезнь обнаруживается случайно либо при наличии жалоб на другую болезнь.

На развитие диабета у беременных женщин влияет генетический фактор, неправильное питание либо большая нагрузка на поджелудочную железу.

Для диабетиков диагноз вызывает страх перед последствиями болезни, также нелегко перестроить свое поведение. И многие люди просто опускают руки перед сложившейся ситуацией со здоровьем. Для них жизнь становится бессмысленной. Цель школы здоровья сахарного диабета состоит в формировании правильной мотивации. Ведь ответственность за здоровьем во многом зависит от диабетика.

На занятиях школы диабета уделяется внимание таким темам:

  • новый образ жизни в рамках диабета;
  • самоконтроль, как профилактика;
  • корректировка питания;
  • правила подсчета хлебных единиц;
  • применение инсулина и разновидности гормонов;
  • осложнения, которые вызывают диабет;
  • физические нагрузки и правила изменения дозы препарата;
  • высокое давление.

Чтобы пройти бесплатно обучение в школе диабета в Москве, необходимо иметь направление от врача.

В план занятий школы сахарного диабета входит обучение пациентов контролировать гликемию. Для этого в течение суток проверяют сахар более 4 раз. Причем 3 раза делают это перед приемом пищи, 1 раз перед сном. В зависимости от ситуаций, пациент может самостоятельно дополнительно контролировать уровень глюкозы. Делать это можно использовав глюкометр.

В школе здоровья для пациентов с сахарным диабетом научат, как правильно вести записи, где отражаются итоги замеров и употребленных продуктов. Такой метод дает возможность внести поправки в терапии.

Специалисты в школе здоровья для пациентов, страдающим сахарным диабетом,помогают подобрать необходимые продукты питания с учетом калорийности. Во время обучения знакомятся со списком запрещенных и дозволенных продуктов питания. Пациентов информируют о блюдах способствующих нормализации работы ЖКТ, сердечно–-сосудистой проблемы.

Читайте также:  Кожное воспаление при сахарном диабете

При этом учитываются определенные правила питания:

  • Нормализация веса. Избыточный вес сжигается при помощи занятий спортом, сбалансированного питания.
  • Для пациентов с диабетом 1 типа школа в Москве бесплатно помогает предотвратить уменьшение веса.
  • Употребление пищи — частыми и маленькими дозами. Короткий разрыв времени между приемами пищи предотвращает приступ гипогликемии либо комы.
  • Калорийная пища компенсирует нехватку глюкозы.
  • Умение посчитать хлебные единицы.

Соблюдение таких простых правил поможет поддерживать уровень глюкозы в крови на оптимальном уровне, что позволит избежать появление осложнений со здоровьем.

Физические упражнения содействуют снижению уровня сахара в крови, приводят к усилению действия инсулина, тем самым уменьшают дозу гормона. На лекциях школы диабета пациентов знакомят с комплексом упражнений, которые содействуют здоровью.

Чтобы снять эмоциональную нагрузку большинство людей делают это, используя алкогольные напитки, курение, употребление сладостей в не органичном количестве.

Для пациентов с сахарным диабетом такой метод не допустим, и школа здоровья обучает, как правильно снимать стресс. Пагубные привычки ухудшают самочувствие. Больные получают практическую помощь, советы о том, как поддерживать эмоциональное состояние.

В школе сахарного диабета большое внимание уделяется профилактике осложнений. Пациенты учатся, как правильно следить за личной гигиеной и чистотой жилья. Они получают информацию о лекарственных препаратах, прием которых позволяет не допустить либо замедлить ухудшение работы других органов.

В школе диабета пациенты проходят бесплатную диагностику вовремя обучения.

В обследование входит клинический и биохимический анализ крови, ЭКГ, проводится суточный мониторинг АД. Кроме того, можно проконсультироваться со специалистами разных направлений, которые ведут занятия.

Обучающие лекции для диабетиков приносят огромную пользу. Они помогают поддерживать качество жизни на максимальном уровне.

Диабет всегда приводит к фатальным осложнениям. Зашкаливающий сахар в крови крайне опасен.

Аронова С.М. дала пояснения по поводу лечения сахарного диабета. Читать полностью

источник

Сахарный диабет уже не считается редким заболеванием, но лишь немногие люди знают особенности его течения и понимают важность соблюдения врачебных рекомендаций.

Каждому человеку, которому впервые был поставлен такой диагноз, нужно в обязательном порядке пройти соответствующее обучение. Для этой цели существует специальная школа, в которой проводятся занятия для пациентов с сахарным диабетом.

Заболевание характеризуется недостатком инсулина и нарушением клеточного углеводного обмена. Результатом развития в организме такого патологического процесса становится рост гликемии, а также обнаружение в моче глюкозы. Течение диабета, его проявления и выбранная лечебная тактика обусловлены типом болезни.

  • 1 типа – предусматривает выполнение инъекций инсулина в связи с отсутствием или недостаточностью его выработки организмом;
  • 2 типа – характеризуется потерей чувствительности к инсулину и требует приема специальных препаратов;
  • гестационный – выявляется только в период беременности.

Инсулинозависимая форма болезни вызвана поражением бета-клеток, ответственных за секрецию инсулина. Дефицит гормона препятствует усвоению глюкозы, что приводит к росту ее значений в крови. Такое состояние свойственно гипергликемии, когда избыток сахара не проникает в клетки, а остается в крови.

Факторы, способные спровоцировать развитие 1 типа:

  • генетические причины;
  • инфекции, вирусы, поразившие поджелудочную железу;
  • понижение иммунитета.

Такая форма заболевание развивается очень стремительно и часто поражает людей молодого возраста. У них наблюдается снижение веса несмотря на повышенный аппетит и жажду. Постоянно присутствует ощущение усталости, раздражительность и усиленное отделение мочи в ночной период. В течение нескольких дней с момента начала проведения инсулинотерапии к пациенту вновь возвращается нормальный вес и улучшается самочувствие.

Инсулинонезависимый тип сопровождается схожей симптоматикой с 1 типом, но все же имеет некоторые особенности:

  • болезнь возникает после 40 лет;
  • уровень инсулина, содержащегося в крови, находится в пределах нормы или незначительно понижен;
  • наблюдается повышение гликемии;
  • патология определяется чаще всего случайно, когда человек проходит плановый осмотр или обращается с жалобой на другое заболевание.

Диабет у таких пациентов развивается медленно, поэтому они могут долго не знать об имеющейся в организме патологии.

Причины возникновения 2 типа:

Лечебная тактика в таком случае основывается на соблюдении диеты, снижении веса и восстановлении чувствительности к имеющемуся в организме инсулину. При отсутствии эффекта от перечисленных мероприятий человеку может быть рекомендован прием специальных препаратов, способствующих понижению глюкозы. В некоторых случаях требуется применение инсулинотерапии.

Появление диабета у беременных связано чаще всего с наличием генетической предрасположенности. Спровоцировать болезнь могут погрешности в питании, а также чрезмерная нагрузка на продуцирующий гормоны орган.

Пациентам с таким диагнозом не стоит отчаиваться и акцентировать внимание на вынужденных ограничениях, установленных заболеванием. Современные научные разработки в области медицины дают шанс всем диабетикам сделать свою жизнь полноценной. Важную роль в профилактике осложнений и сопутствующих болезни патологических состояний играет школа здоровья для диабетиков.

Успех в лечении заболевания зависит не только от правильно подобранного медикаментозного лечения, а от желания, стремления и дисциплины самого пациента вести по-прежнему активный образ жизни.

Течение диабета в большей степени зависит от настойчивости больного.

На базе многих медицинских учреждений, оздоровительных центров организованы специальные школы, в которых проводятся обучающие занятия для укрепления и поддержания здоровья диабетика. В них принимают участие не только эндокринологи, но и такие специалисты, как офтальмологи, терапевты, хирурги, диетологи.

Присутствие на занятиях помогает пациентам узнать больше о самой патологии, связанных с ней осложнениях, и научиться предотвращать нежелательные последствия.

Главная цель, которую преследуют специалисты школы, заключается не только в передаче знаний, но и в формировании мотивации у больных для взятия ответственности за лечение диабета, а также изменения своего поведения.

Зачастую у диабетика появляется страх перед этой патологией и отказ от преодоления каких-либо сложностей, возникающих в процессе терапии. Многие люди теряют интерес к происходящим событиям, разочаровываются в жизни, а лечение считают совершенно бессмысленным.

Посещение школы диабета помогает преодолеть возникшие трудности и научиться полноценно существовать с учетом установленных заболеванием рамок.

Основными темами, которые согласованы ВОЗ и охватываются в процессе учебы, являются:

  1. Диабет, как образ жизни.
  2. Самоконтроль, как мера профилактики осложнений.
  3. Правила питания.
  4. Диета, основанная на подсчете хлебных единиц.
  5. Инсулинотерапия и виды применяемых гормонов.
  6. Осложнения, возникшие на фоне диабета.
  7. Физические нагрузки и правила коррекции доз препарата.
  8. Гипертония, ИБС.

В школе в основном проводятся групповые занятия для больных, на которых обсуждаются теоретические аспекты лечения. Для лучшего понимания и усвоения материала проводятся в обязательном порядке практические тренинги, включающие игры и решение различных задач.

Благодаря применению интерактивного метода на обучении пациенты обмениваются между собой информацией, что способствует лучшему восприятию полученных знаний. Кроме того, такая обучающая тактика дает возможность вносить корректировки в программу занятий.

Видеооматериал о сахарном диабете 2 типа:

Специалисты школы на каждой встрече задают вопросы по предыдущей лекции, чтобы закрепить и повторить уже изученный материал. Важно, чтобы пациенты после обучения могли применять полученные знания на практике.

План занятий в школе диабета охватывает 3 важных блока:

  1. Самоконтроль гликемии и установление индивидуального приемлемого уровня показателя.
  2. Коррекция рациона и обучение правилам диетического питания.
  3. Умение справляться со стрессовыми ситуациями и соблюдать меры профилактики всех осложнений.

Школа диабета – это ведущее звено в лечении этого заболевания и предотвращения нежелательных последствий.

На занятиях, проводимых в рамках школы диабета, пациентам рассказывают о важности самоконтроля гликемии, частоте выполнения его в течение дня.

Регулярное измерение сахара позволяет:

  1. Разобраться какое значение гликемии является наиболее комфортным и оптимальным.
  2. Подобрать меню с учетом реакции организма на прием определенных пищевых изделий.
  3. Установить подходящее количество физических занятий, которые необходимы больным диабетом.
  4. Уметь корректировать дозировку инсулина и сахароснижающих препаратов.
  5. Научиться использовать глюкометры и верно вести дневник питания, в котором следует отражать результаты всех замеров и употребленные продукты. Это даст возможность проанализировать свое состояние, сделать правильные выводы и откорректировать при необходимости лечение.

В сутки следует измерять сахар не менее 4 раз, 3 из которых выполняются перед едой, а 1 – до сна. Пациент может самостоятельно проводить дополнительные замеры гликемии в случаях ухудшения самочувствия, занятия непривычным для себя видом деятельности, в момент стресса или других ситуациях.

Диета является главным критерием эффективного лечения болезни. Специалисты школы обучают пациентов не только подбирать продукты согласно правилам питания, но и дают рекомендации по установке режима приема пищи, сочетанию продуктов и учету калорийности.

  1. Следует держать вес в пределах нормы. Избыток массы тела необходимо устранять посредством сбалансированного питания и физических нагрузок.
  2. Предотвращать снижение веса при наличии склонности к худобе, что наиболее актуально для больных 1 типа.
  3. Приемы пищи должны быть дробными и представлены небольшими порциями. Пациентам важно не допускать продолжительного по времени голодания во избежание гипогликемии, а также комы.
  4. Рацион должен быть калорийным, чтобы восполнять энергетические затраты при недостатке содержания глюкозы в клетках.
  5. Необходимо уметь считать ХЕ (хлебные единицы) во время каждого приема пищи. Это позволит вести правильный учет количества употребленных углеводов, что наиболее важно для инсулинозависимых пациентов при подборе дозировки гормона.

Роль медицинской сестры заключается в контроле соблюдения пациентами условий лечебного питания.

Видеоматериал о питании при диабете:

Многие люди привыкли устранять эмоциональную нагрузку с помощью приема спиртного, курения или употребления большого количества сладостей.

Люди, страдающие диабетом, не должны позволять себе такие вольности. Эти вредные привычки способны губительным образом сказаться на их здоровье. В процессе обучения опытные психологи оказывают поддержку пациентам, помогают им справиться со стрессом и вернуть стремление к жизни.

Таким образом, залогом счастливой жизни для людей с таким диагнозом является высокий уровень их организованности, а также желание и стремление научиться контролировать свою болезнь.

источник

У ребенка обнаружен диабет. Назначена диета и терапия. Как это повлияет на его жизнь вне дома, где всегда и во всем ему гарантирована поддержка? Как будет ребенок с диабетом посещать школу?

Не стоит надеяться на то, что учителя сами, без подсказки родителей будут знать все необходимое о диабете.

Вам следует в первую очередь обязательно переговорить с директором школы, классным руководителем, а то и со всеми учителями-предметниками вашего ребенка. Особое внимание следует уделить учителю физкультуры, тренеру спортивной секции, если ваш ребенок ее посещает. И даже в этом случае не стоит забывать, что учителя по-разному отнесутся к вашим проблемам. Они, как и все, могут что-то забыть, к чему-то отнестись невнимательно. Поэтому заранее научите ребенка заботиться о себе. Он должен четко знать, что должен делать в той или иной ситуации.

Исходя из опыта родителей, дети которых уже благополучно закончили школу, мы сформулировали рекомендации для детей.

Ребенок-диабетик должен всегда иметь при себе несколько кусочков сахара, конфеты, сок или сладкий напиток на случай гипогликемии. Они должны быть в портфеле, карманах платья или куртки, в пальто.

В портфеле должен быть не только второй завтрак, но и еще дополнительная еда на всякий случай.

Читайте также:  Прогнозы сахарного диабета у ребенка

В школе должно быть место, о котором, естественно, ребенок должен знать (например, у классного руководителя, завуча, канцелярии), где бы хранился запас сладостей на тот случай, если класс, в котором остался портфель, оказался закрытым, или друзья подшутили над товарищем, спрятав портфель и т.п. Это может быть карамель, сок или компот, быстрорастворимые мед, варенье, сахар.

Есть очень стеснительные дети — они могут побояться сделать это на уроке, значит, вам нужно вместе с учителем убедить ребенка в том, что он не будет наказан за это.

Ребенок должен знать, что он может поднять руку во время урока и беспрепятственно выйти из класса.

Вообще вопрос о том, как пользоваться туалетом в школе, может превратиться в проблему, если вы не попробуете решить ее заранее.

Вы должны решить с классным руководителем или директором, каким образом ребенок будет обедать. Если в школьной столовой, то ее персонал должен знать, какую еду нельзя давать ребенку, например, сладкий компот следует заменить несладким чаем. И т.д.

Кроме того, нужно решить, где ребенок будет делать укол перед обедом (инъекцию инсулина) — в классе, у медсестры или в другом месте. Следует предусмотреть случаи и обговорить их с ребенком, когда медсестра отсутствует или класс закрыт, где тогда сделать укол, где хранить шприц-ручку, кто проследит, какую дозу набрал ребенок. Все эти случаи невозможно оставлять без присмотра, особенно если ребенок учится в младших классах.

И особенно важно знать, что делать, если он вколол не ту дозу инсулина, или забыл сделать инъекцию, или плохо поел в столовой, или дети отняли еду и т. д. Лучше, конечно, если ребенок обедает дома. Вы должны донести до педагогов, что нежелательно задерживать ребенка с сахарным диабетом в школе без особой на это надобности.

Особое внимание нужно уделить урокам физической культуры и спорта. И учитель физкультуры, и ваш школьник должны знать, что перед уроком важно поесть, во время урока или соревнований следует иметь запас сахара, сладких налитков, не пропускать после урока прием пищи. Желательно производить самоконтроль до и после физической нагрузки или соревнования.

Вы должны проговорить с ребенком все возможные ситуации, в которые он может легко попасть в школе или по дороге домой.

Вспомните себя в школе. Школьные шалости остаются такими же: также любят спрятать портфель, также могут из рук вырвать сок или фрукты, обозвать «жадиной», если не поделишься, поинтересоваться: «Почему ты не ешь в школьной столовой»?

Если ребенок стесняется на перемене съесть бутерброд с колбасой или сыром, замените его на несколько печений или фрукты. Если у него по какой-то причине не оказалось в нужный момент еды (закрыт в классе портфель или что-то другое), он должен иметь деньги, чтобы купить что-то в школьном буфете. Или должен знать место в школе, где у него есть запас сока, фруктов и прочих сладостей на случай гипогликемии.

Старшеклассникам можно доверять настолько, чтобы дать запасной ключ, например, от медицинского кабинета. Кстати, во многих школах так и делают, и дети могут сделать там даже уколы, и потом пообедать в столовой, не уходя на обед домой.

Школьная медсестра, школьный врач и школьный психолог должны обязательно изучить проблемы сахарного диабета, уметь распознавать симптомы гипогликемии, уметь производить замеры сахара крови и оказывать первую медицинскую помощь.

Продумайте ситуацию возвращения из школы.

Ребенок может застрять в лифте или забудет, что ему сначала нужно поесть, и побежит на улицу вывести собаку, а время обеда пройдет. На этот случай у вас должны быть выработаны специальные правила: сначала поел, потом пошел гулять с собакой. Потерял ключ — запасной хранится у соседей, которые всегда дома и т.п. Подумайте и проинструктируйте ребенка, к кому он может обратиться в необычной ситуации (приятели, соседи, учитель, школьная медсестра, друзья родителей и т.п.). Поговорите о нем с родителями его приятелей.

У ребенка с сахарным диабетом всегда должна быть при себе или в портфеле карточка больного диабетом.

Диабет ребенка — не повод отказаться от посещения школы, кружков и секций. Дисциплина, режим и адекватное распределение времени и нагрузок сделает его жизнь ярче, интереснее, безопаснее. И тогда диабет станет просто его особенностью, как, например, цвет волос или глаз, а не проблемой и недостатком.

Автор благодарит за консультации специалистов Центра медицинской профилактики г. Волгодонска

источник

Известно, что перегрузка врача на амбулаторном приеме ведет к ухудшению качества разъяснительной работы пациентам с хронической патологией. Особенно актуально это пациентам с СД, нуждающимся в получении особых знаний по своей проблеме, поскольку в состоянии здоровья этой категории пациентов могут происходить изменения, нуждающиеся в квалифицированном комментарии. Грамотные медицинские сестры с определенными качествами личности, вполне могут выполнять эту работу в амбулаторной «Школе сахарного диабета».

Методика программно-целевого обучения в «Школе сахарного диабета» является новой востребованной формой работы по снижению социальных последствий СД.

СД внесен рабочей группой ВОЗ (1998 г.) в список заболеваний и состояний, при которых обучение составляют существенную часть лечебного процесса. Кроме этого, ряд документов помогает в организации обучения пациентов с СД.

Согласно прогнозу, сделанному международным сообществом по поводу того, что 21 столетие будет веком образования, наблюдается возрастание значимости обучения, в том числе медицинского, на перспективу в 20 лет. В этой связи совершенствование обучения в «Школе сахарного диабета» находится в русле необходимых перемен. Исследованиями, проведенными в государствах Западной Европы, установлено наличие особых качеств людей, преподающих основы профилактической медицины: коммуникабельность, честность, новаторство, ответственность за принимаемые в пользу здоровья решения, умение разрешать конфликты, содействие КЖ человека [2.6.].

Личность медицинской сестры, работающей в «Школе сахарного диабета» является важнейшим компонентом успешной работы. Ее профессиональная значимость повышается в зависимости от личной способности получать информацию о физическом и психическом состоянии больных, о проблемах, вызванных болезнью.

Обучение пациента в «Школе сахарного диабета» предусматривает несвойственные функции медсестры, знания и умения из области педагогики и психологии [2.12.].

На современном этапе развития педагогики к личности персонала, осуществляющего пропаганду идеологии сохранения здоровья, предъявляются следующие профессионально — квалификационные требования:

1. профессиональная компетентность в обучении базовым гигиеническим навыкам, базирующимся на личной нравственности, культуре, воспитании и образовании;

2. высокий профессиональный уровень в обучении жизненно важным навыкам;

3. стремление к самосовершенствованию, универсальность, осознание личной ответственности за качество предоставляемой информации;

4. умение научить ребенка принимать нестандартные и самостоятельные решения в пользу здоровья, предвидеть риск и его последствия при выборе разрушающих здоровье действиях;

5. умение и желание использовать новейшую медицинскую и научно-техническую информацию в прикладных целях идеологии здоровья;

6. физическое и психологическое здоровье, умение соблюдать самому азы здорового поведения, готовность делиться личным опытом и осознанно пропагандировать его [3.11.].

Понимая, что только человек с хорошим самочувствием, с высокой умственной и физической работоспособностью, оптимизмом, психологически устойчивый может активно жить, успешно преодолевать жизненные трудности, медицинские сестры активно осваивают новые функции педагога в «Школе сахарного диабета». Подготовка специалистов, пропагандирующих населению основы профилактической медицины и отвечающих вышеперечисленным характеристикам — трудоемкий и длительный процесс. Системный подход позволяет мотивировать их стремление к самообучению [2.14.].

Полномочия, даваемые медицинской сестреэтой творческой и самостоятельной работой, позволяют использовать резервы медицинского профилактического обучения в «Школе сахарного диабета»:

— учитывать индивидуальные пожелания пациентов;

-использовать мотивацию и уровень готовности пациента к сохранению стабильной компенсации СД;

-применять новые технологии обучения основам профилактической медицины и медицинской реабилитации для пациентов с СД;

— учитывать возможности СМИ и новых форм учебы взрослых пациентов [2.15.].

Профессиональная востребованность и успешность медицинских сестер эндокринологического кабинета во многом зависит от таких факторов:

— опыта, способствующего скринингу скрытых качеств личности и потенциала обучаемого пациента с СД;

— наличия собственных развитых навыков общения, грамотной речи, уверенности профессионального поддерживающего поведения медицинской сестры;

— осознания уровня ответственности перед пациентом, его семьей и обществом в целом значимости собственного вклада в общественное здоровье;

— постоянное развитие собственного педагогического мастерства;

— контроль влияния факторов риска на осложнения СД согласно требованиям ВОЗ. Принцип «разумной достаточности» отвечает сокровенному желанию заболевшего СД человека, стремлению к тому качеству жизни, которое дает комфорт на фоне имеющейся болезни.

Важными задачами медицинской сестры в обучении в «Школе сахарного диабета» являются:

1. мотивация самостоятельного развития у пациентов с СД волевых и практических навыков по соблюдению определенных болезнью ограничений без надрыва;

2. развитие разностороннего интереса к полученным знаниям.

Наставником в «Школе сахарного диабета» может быть медицинская сестра с клиническим опытом, квалификационной категорией, навыками межличностного общения. Это практикующий специалист, обладающий терпением, энтузиазмом, не осуждающей и не угрожающей установкой, непредубежденностью, развитым самосознанием и уважением к старшему поколению [2.11.].

Подобный специалист – медицинская сестра – способна прогнозировать поведение людей, обладает терпением и тактом, владеет приемами вербального и невербального общения.

Оказывая амбулаторную помощь, медицинские сестры должны обратить пациента в своего союзника, единомышленника. Это возможно, и достигается после обучения пациента с СД основным правилам поведения, полезным для компенсации негативного воздействия болезни. Правила включают устранение вредных привычек — курения, употребления алкоголя; систематизацию привычных прогулок и приобретение новых привычек – регулярных физических нагрузок, изменение соотношений основных компонентов пищи. Для лучшего восприятия медицинских рекомендаций необходима индивидуализация обучения.

Использование педагогических методов и психологической поддержки пациентов является отличительной особенностью медицинской сестры «Школы сахарного диабета». Не каждая сестра, имеющая высокую квалификационную категорию по эндокринологии, может быть в ней успешным педагогом.

Медсестра-наставник «Школы сахарного диабета» владеет технологией воспитательного процесса, включающей:

— положительное восприятие пациента, веру в него, но ничего за него не делаем;

— закрепление навыков без принуждения и насилия;

— педагогическую поддержку, принимающую человека таким, каков он есть;

— использование воспитывающей ситуации.

Согласно требованиям ВОЗ, медицинские сестры используют в «Школе сахарного диабета» разнообразные педагогические техники и приемы. Это может быть словесный прием (беседа, рассказ, прямая речь); наглядный по принципу: «лучше один раз увидеть, чем дважды услышать»; практический (отработка технологий измерения уровня гликемии, ведение пищевого дневника, техника введения инсулина) [3.1.].

При обучении пациента с СД жизненно важным навыкам инсулинотерапии имеет место низкая ожидаемая эффективность, связанная с трудностями овладения медицинскими знаниями, что приводит к резкому снижению мотивации на ее последующее овладение, формируя «комплекс наученной беспомощности», преодоление которой во взрослой жизни затруднительно [3.3.].

Анализ современных моделей обучения в «Школе сахарного диабета», применяемых в практике, показывает, что это сложный процесс. Существует специфика обучения правилам поведения и жизни с диабетом:

1. создание благоприятного микроклимата в группе обучаемых пациентов, стимулирующего самораскрытие человека;

Читайте также:  Сахарный диабет что принимать для печени

2. работа в малых учебных группах, нивелируя разный уровень знаний, установок и культуры обучаемых;

3. учет трудности межличностных контактов взрослых людей, обусловленные возрастными и средовыми различиями и жизненным опытом;

4. слабое владение навыками полемики по пропаганде здорового поведения [4.10.].

Образовательная модель обучения в «Школе сахарного диабета» состоит в том, чтобы оказать влияние на поведение заболевшего человека в отношении своего здоровья. В основу ее легли:

1. представления о стадиях принятия решения о своем здоровье как ценности;

2. всесторонний анализ альтернативного поведения;

3. выделение всех целей, которые могут быть достигнуты;

4. анализ последствий, связанных с выполнением каждого действия;

5. поиск информации, важной для альтернатив;

6. оценка поступающей информации и полученных мнений экспертов, даже если они идут вразрез с образом действий, к которому изначально был готов принимающий решение человек;

7. повторная оценка последствий всех вариантов, которые рассматривались как неподходящие;

8. составление совместного с врачом и родными ребенка детального плана для осуществления поведения по предупреждению факторов риска развития заболевания или, при его наличии, возможно более длительная ремиссия или обратное развитие болезненных проявлений.

Данная модель является наиболее эффективной. Недостатком является то, что эта модель не затрагивает глубинных представлений о здоровье в юном возрасте. Для молодых людей здоровье выглядит как само собой разумеющееся и не связанное с собственными усилиями. Изменения, связанные с принятием решения, наиболее важного для молодых людей, дают возможность считать, что они принимают правильные решения. В этом случае осуществляется связь их переживаний здоровья с социальным и личностным благополучием. Программы обучения в «Школе сахарного диабета», направленные против развития осложнений, позволяют снизить их развитие, потери от временной нетрудоспособности и инвалидности в несколько раз [3.6.].

Обучение пациентов с СД правильному поведению, надолго сохраняющему качество жизни, является необходимым элементом работы медицинской сестры и врача [4.9.].

Роль, полномочия, ответственность медицинской сестры в обучении пациента основам жизни с СД претерпели изменения. В основе их лежат международные принципы по обеспечению справедливости и доступности для каждого человека образования и медицинской поддержки вне зависимости от уровня доходов, места жительства и социального статуса, базирующегося на личном осознанном усилии по сохранению активности и трудоспособности [3.7.].

Таким образом, в системе оказания помощи пациентам с СД созданы условия, благоприятные для формирования у них жизненно полезных навыков. В период обучения в «Школе сахарного диабета» работа медицинской сестры направлена на изменение основополагающих принципов с: «что мы знаем о СД» на «как мы умеем применять эти знания», с обучения на самостоятельную учебу пациентов.

Теоретически суть нововведений при обучении в «Школе сахарного диабета» определена в опережающей подготовке заболевшего СД жизненно важным навыкам, а практически реализуется технологиями работы в разнообразных формах деловой игры, тренинга, тестирования, диспута или просмотра учебного фильма.

Функции медицинской сестры, преподающей основы диабетологии в «Школе сахарного диабета» следующие:

— компенсаторная, направлена на ликвидацию пробелов в базовых знаниях больного человека;

— адаптивная, предполагающая оперативную подготовку человека к изменяющимся условиям его деятельности, вызванную болезнью;

— развивающая, нацеленная на обеспечение развития общего кругозора, обогащение практически важными знаниями, удовлетворение познавательных интересов и потребностей личности, важных для компенсации болезни [3.8.].

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10044 — | 7719 — или читать все.

178.45.150.72 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Поставлен диагноз: СД 1 типа. Как дальше жить? Чтобы жизнь с диабетом протекала хорошо, необходимо относится к данному заболеванию с особой осторожностью и с серьезностью. Случайный подход в управлении уровнем сахара в крови не поможет оставаться больному сильным и здоровым. Отличной новостью является тот факт, что сегодня существуют школы, где вас научат управлять своим диабетом.

Школы для больных сахарным диабета 1 типа создаются в центрах здоровья.

Работу в таких клиниках, как правило, возглавляют руководители центра здоровья. Это могут быть эндокринологи или же мед.сестры с высшим образованием, которые прошли спец. подготовку. В своей работе школы основываются не только на нормативные акты Министерства здравоохранения России, но и на уставы учреждения. Обучение проводится для каждой группы больных персонально:

  • СД – 1 типа;
  • СД 2 типа;
  • СД 2 типа, которые зависимы от инсулина;
  • Дети и подростки;
  • Беременные девушки и женщины.

Основными задачами и целями таких школ диабета является обучение самоконтроля, а также адаптации к проводимому лечению, профилактики и рассказать о возможных осложнениях в случае игнорирования лечения.

В соответствии с основными целями и задачами заведующие Клиникой разрабатывают обучение больных СД, проводит повторные и первичные циклы обучения, а также профилактике возможных осложнений сахарного диабета 1 типа, а также уровень знаний больных по заболеванию; анализируют работу школы.

В первую группу относятся маленькие детки и их родители. Ведь в таком возрасте маленькие пациенты зависят от своих родителей и мед.персонала, поэтому нуждаются в хорошем отношении к медицинским работникам. Немаловажным является психологический контакт с мамой заболевшего ребенка, поскольку на фоне стресса у нее может может снизиться связь с ребенком.

Ко второй группу относятся дети дошкольного возраста. Занятия для таких детей должны проходить по следующему плану:

В третью группу относят детей школьного возраста. Подростковый период – это переходная фаза с детского возраста во взрослую жизнь, которая имеет ряд особенностей. Обучение для подростков включает:

  • Объяснение о возможных осложнений;
  • Беседы о половом созревании;
  • Объяснение важность диеты;
  • Развитие дружеских отношений между подростками;
  • Помощь школьнику в определении приоритетов.

Сахарный диабет 1 типа требует, чтобы пациент думал о себе, как о члене большой команды. Больной – это самый важный человек в команде, потому что именно он выполняет большую часть работы. Однако, в школах обучения сахарного диабета 1 типа вам на помощь всегда придут опытные врачи:

Как сообщает Минздрав РФ, на сегодняшний день по стране насчитывается около 1 тысячи школ СД – 1 типа. Однако те, что реально работают – около 50% от тысячи. Нередко школы создаются без учета особенностей лечения различных групп заболевших сахарным диабетом 1 типа. ( сахарный диабет 1 типа, 2, для беременных, для детей и подростков, а также для больных на таблетках или инсулине, а в последнее время, для инсулинозависимых на помповой основе).

Как показывает практика обучение пациентов с разными типами заболевания проводить просто неэффективно. Это связано, в первую очередь с тем, что отсутствует должная поддержка со стороны государства. В большинстве случаев такие школы держатся исключительно на инициативе работников, не получая при этом никакой доплаты (исключения составляют такие регионы как Питер и Москва, где школы действует на основеэндокринологических диабетцентров и диспансеров).

Т.к. СД будет сопровождать пациента на протяжении всей жизни, знания нужно также регулярно пополнять.При своевременном лечении продолжительность жизни больного превышает здорового сверстника. В нашей стране медалью за 50 лет жизни с СД уже награждены около 15 человек.

Общее количество больных превысило 160 млн человек в РФ, из них 2,5 млн больных являются взрослыми. Столько же человек находятся на ранних стадиях диабета. Однако, количество больных в 1,5, а то и в 3,5 раза превышает официальные цифры. Каждый год количество больных увеличивается на 7-10%, а каждые несколько лет – утраивается. Детская статистика выглядит еще печальнее. В 90-е годы отмечался прирост заболеваемости на 4%. А после 2000 года это процент составил до 48%. Это обозначает, что количество заболевших младенцев и подростков выросло на 100 000 тысяч человек.

источник

Сахарный диабет (СД) второго типа характеризуется развитием тяжелых осложнений, приводящих к потере трудоспособности, ранней инвалидизации и смертности пациентов. На современном этапе развития диабетологии обучение пациентов является необходимой составля

Сахарный диабет (СД) второго типа характеризуется развитием тяжелых осложнений, приводящих к потере трудоспособности, ранней инвалидизации и смертности пациентов. На современном этапе развития диабетологии обучение пациентов является необходимой составляющей и залогом успешной комплексной терапии СД второго типа наряду с диетой, физическими нагрузками, самоконтролем и медикаментозной терапией.

Обучение проводится в специально созданных «школах больных СД второго типа», одна из которых в течение 7 лет функционирует на базе клиники эндокринологии Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова. В этой школе прошли обучение 3171 человек, из них 2663 человека (83,9%) неоднократно, средний возраст пациентов составил 56±11,2 года.

Целью обучения больных СД второго типа является формирование у пациентов мотивации к лечению, с тем чтобы они могли принять активное участие в лечебном процессе, а также приобретение больными практических знаний и навыков, необходимых для адаптации к качественно новым условиям жизни. Для успешного решения поставленных задач необходима четкая организация процесса обучения. В клинике эндокринологии ММА им. И. М. Сеченова обучающая команда состоит из двух врачей: эндокринолога и подолога, при необходимости в штат могут быть включены диетолог, психолог, офтальмолог. Обучение проходят пациенты, находящиеся на амбулаторном или стационарном обследовании и лечении, размер групп варьирует от 8 до 15 человек. Представленная ниже программа обучения больных СД второго типа четко структурирована и состоит из 9 занятий длительностью 2-3 часа каждое.

Занятие начинается со знакомства с группой, представления обучающей команды, короткого рассказа каждого из пациентов о начале заболевания, получаемом лечении, имеющихся проблемах, возникших в связи с наличием СД.

  • основные понятия диабетологии (нормальный, высокий и низкий уровень сахара в крови, почечный порог комы);
  • цели лечения;
  • симптомы СД и причина их появления;
  • типы СД;
  • «четыре кита» комплексной терапии СД второго типа.

В процессе занятия пациентам рассказывают о нормальных значениях уровня сахара натощак и перед едой (3,3-5,5 ммоль/л), а также через 2 часа после еды ( 1. Дедов И. И., Анциферов М. Б., Галстян Г. Р., Майоров А. Ю., Суркова Е. В. Обучение больных СД. М., 1999.
2. Штандл Э., Менерт Х. Большой справочник по диабету. Пер. с нем. М., 2000.
3. Бутрова С. А. Синдром инсулинорезистентности при абдоминальном ожирении // Лечащий Врач. 1999. №7. С. 32-36.
4. СД. Доклад исследовательской группы ВОЗ. Серия технических докладов 727. Пер. с англ. М., 1987.
5. American Diabetes Association/ Nutrition recommendations and principles for people with diabetes mellitus / Diabetes Care 21. 1998. (Suppl.1): S5-S19.
6. Аssal J. P. Доклад ВОЗ по проведению образовательных программ у терапевтических больных // Медикография. Т 21. 1999. №4. С. 64-72.
7. Coulston A. M. Insulin resistance: its role in health and disease and implications for nutritional management. Topics in Nutrition, 1997. 1-14.

источник