Меню

Ограничения при вождении по сахарному диабету

В наше время автомобиль занимает важное место в жизни человека. С ним может быть связана работа, заработок, появляется дополнительная комфортная возможность съездить за город, на рыбалку, отвести все необходимое на дачу, добраться до другого города и так далее. Сложно себе представить современную жизнь без машин.

Но помимо комфорта и удобства есть и другая сторона. Вождение автомобиля – это огромная ответственность, необходимость соблюдения строгих и четких правил дорожного движения, при невыполнении которых может случиться непоправимое. Поэтому от действий водителя зависит очень многое.

Как известно, для получения водительского удостоверения необходимо пройти специальную медицинскую комиссию. Она определяет, способен ли человек в полной мере управлять транспортным средством, или нет, есть ли какие-либо ограничения. Водительскую комиссию необходимо проходить раз в три года и, конечно, за эти три года может многое измениться.

В нашей стране нет четких предписаний относительно сахарного диабета 2 типа и возможности управления автомобилем. Медицинская комиссии руководствуется Приказом Министерства Здравоохранения СССР №555 от 29.09.1989 года «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств» с поправкой от 14.03.1996 года. Применимо к вождению мотоциклов, мотороллеров и легковых автомобилей (категория А и В), среди перечней заболеваний, при которых запрещено вождение вышеуказанных транспортных средств, под пунктом 28 значится «эндокринные заболевания со стойкими и выраженными нарушениями функции. Решение принимается индивидуально, на основании заключения эндокринолога; при течении заболевания с расстройствами сознания, склонностью к коматозным состояниям негодны». 1

К сожалению, сахарный диабет является строгим противопоказанием для получения водительского удостоверения по категории В для работы по найму и других категорий – С, D, а также категории Е для работы по найму.

То есть, как таковой сахарный диабет 2 типа не является противопоказанием к управлению легковым автомобилем. Для прохождения медицинской комиссии необходимо будет представить заключение эндокринолога, у которого Вы регулярно наблюдаетесь.

Как указано в пункте 28, противопоказано вождение автомобиля при «стойких и выраженных нарушениях функции». Речь идет о хронических тяжелых осложнениях сахарного диабета.

Например, если у человека есть повреждение сетчатки глаза, недавно было проведено лечение с помощью лазерной коагуляции или развилась катаракта, которая чаще встречается именно при сахарном диабете, и пришлось установить искусственный хрусталик.

Или повреждены нервы нижних конечностей, значимо снижена чувствительность стоп, сила мышц – в полной мере ощутить силу нажатия на педаль газа или тормоза будет сложнее, выдержать длительное применение ножного тормоза или постоянное переключение будучи «в пробке» может стать затруднительно.

Другой пример осложнения сахарного диабета – поражение сердца. Если человек недавно перенес инфаркт миокарда или страдает от ишемической болезни сердца, могут возникнуть серьезные сложности. Да, конечно, данные заболевания бывают и у людей без сахарного диабета, но при нем они встречаются гораздо чаще и, что страшнее, могут протекать бессимптомно – самый главный признак – боль в сердце беспокоить не будет. Но при этом возможна потеря сознания, на фоне изменений в сердце может возникнуть серьезное нарушение сердечного ритма, что помешает безопасно управлять автомобилем.

Посоветуйтесь со своим лечащим врачом – эндокринологом, тщательно обследуйтесь – нет ли у Вас тех хронических осложнений сахарного диабета, которые могут помешать безопасному дорожному движению!

  • ещё одна строка из пункта 28:«..при течении заболевания с расстройствами сознания, склонностью к коматозным состояниям негодны..»

Имеется в виду крайне неприятное и явно мешающее состояние – гипогликемия.

Гипогликемия – состояние, при котором падает сахар крови ниже нормы – 3,9 ммоль/л (при СД), из-за этого нарушается концентрация внимания, способность быстро и грамотно принимать решения. А это на дороге играет немаловажную роль.

Есть еще один момент – человек не всегда чувствует гипогликемию. Даже при уровне глюкозы в крови ниже 3 ммоль/л он может думать, что все хорошо и продолжать движение. При снижении глюкозы в крови еще ниже возможна потеря сознания. Представьте, что будет, если водитель, управляющий автомобилем на даже на относительно небольшой скорости 50 км/час, движущейся по оживленной улице города, с множеством пешеходных переходов, вдруг потеряет способность управлять машиной…

  1. Проверьте уровень глюкозы крови перед началом движения. Он должен быть не ниже 4-5 ммоль/л. Даже если Вы чувствуете себя хорошо при уровне глюкозы крови ниже 4 ммоль/л, Ваши водительские качества снижены.
  2. Возьмите за правило – под рукой всегда должны находиться быстрые углеводы, то есть те, которые помогут справиться с гипогликемий в кратчайшие сроки. Это может быть сахар, декстроза, фруктовый сок, сладкий лимонад. Положите их в «бардачок» или в карман. Такой простой запас однажды может спасти Вам жизнь.
  3. Если у Вас был длительный перерыв между приемами пищи, то не стоит садиться за руль, не перекусив. И тем более, если в данный момент нет возможности измерить уровень глюкозы в крови. Съешьте хотя бы 1 фрукт, он поможет Вам безопасно добраться до нужного места.
  4. После любой физической нагрузки будьте особенно аккуратны. Помните, она снижает уровень глюкозы в крови и произойти это может даже через несколько часов. Это может быть не только тренировка в тренажерном зале или пробежка по стадиону. Длительная работа на дачном участке, уборка, стирка и прочее также являются физической нагрузкой.
  5. Если Вам поменяли лечение, назначили новые препараты, впервые начали или изменили режим инсулинотерапии, то на время стоит воздержаться от вождения автомобиля. Убедитесь, что на фоне новых лекарств у Вас не развивается гипогликемия, и посоветуйтесь с лечащим врачом, можно ли начать вождение или стоит еще понаблюдать. Это может занять всего неделю, может чуть больше.
  6. Если Вы все же почувствовали симптомы гипогликемии будучи за рулем, постарайтесь как можно скорее съехать к обочине дороги, или, если это невозможно, включите аварийный сигнал и остановитесь. Примите быстрые углеводы и продолжайте движение только после полной нормализации самочувствия. При возможности, проконтролируйте уровень глюкозы в крови.

Если Вам кажется это все слишком серьезным и не имеющим к Вам отношение, то вспомните, сколько аварий происходит на дорогах ежедневно. И одно дело, если лишь поврежден автомобиль, это только вещь, ее можно заменить.

Другой момент – человеческая жизнь. Ведь водитель, управляя автомобилем, отвечает не только за себя, но и за других участников дорожного движения – пешеходов, людей, управляющих другими транспортными средствами, пассажиров, которые едут с Вами.

Измерьте глюкозу крови перед поездкой, это не сложно и займет всего лишь минуту.

Регулярно обследуйтесь на предмет осложнений сахарного диабета, принимайте меры профилактики их развития. Посоветуйтесь с Вашим лечащим врачом, он назначит необходимые исследования, поможет откорректировать лечение при необходимости.

источник

«Автомобиль не роскошь, а средство передвижения» — фраза, характеризующая нашу эпоху. Уже давно автомобиль стал неотъемлемой частью жизни для большинства людей. У кого-то от него зависит заработок, для других это возможность успевать больше, вести более активную жизнь, для третьих – способ путешествовать и даже может быть своеобразным хобби. Это удобно, комфортно, помогает экономить время. Но в тоже время, вождение автомобиля подразумевает ответственность – за себя, за пассажиров, которые едут с вами, за других участников дорожного движения.

Несомненно, у всех возникнет вопрос – если я болею сахарным диабетом 1 типа, то смогу ли я пройти медицинскую комиссию?

В разных странах мира отношение к этому вопросу расходится. Есть страны, в которых людям с сахарным диабетом категорически запрещено вождение даже легкового автомобиля для своих личных целей. В других – имеются ограничения, например, нельзя управлять грузовыми автомобилями, весом более 3500 кг или легковым автомобилем по найму (то есть не в личных целях). В третьих – ограничений нет.

В России действует Приказ Министерства Здравоохранения СССР №555 от 29.09.1989 года «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств» с поправкой от 14.03.1996 года. Применимо к вождению мотоциклов, мотороллеров и легковых автомобилей, среди перечней заболеваний, при которых запрещено вождение вышеуказанных транспортных средств, под пунктом 28 значится «эндокринные заболевания со стойкими и выраженными нарушениями функции. Решение принимается индивидуально, на основании заключения эндокринолога; при течении заболевания с расстройствами сознания, склонностью к коматозным состояниям негодны». 1

То есть при отсутствии видимых противопоказаний, решение комиссии, вероятно, будет положительным.

Медицинскую комиссию необходимо проходить раз в три года, и каждый раз представлять заключение эндокринолога, у которого наблюдаетесь регулярно.

К сожалению, сахарный диабет является строгим противопоказанием для получения водительского удостоверения по категории В для работы по найму и других категорий – С, Д, а также категории Е для работы по найму.

Давайте разберем подробно, что означает этот столь важный 28 пункт: «. Течение заболевания с расстройствами сознания, склонность к коматозным состояниям. »

Звучит ужасающе. Но, как можно догадаться, речь идет в первую очередь о гипогликемиях – состоянии, при котором глюкоза крови опускается ниже 3,9 ммоль/л.

Конечно, связь риска развития гипогликемии и управления автомобилем очевидна. Нарушается концентрация внимания, контроль за и без того интенсивным движением на дороге.

О последствиях думать и не хочется…

Ключом к безопасному управлению автомобилем для людей с сахарным диабетом 1 типа является частый контроль уровня глюкозы (гликемии) для предотвращения развития гипогликемии, особенно, если они бессимптомны (!).

В США был проведен ряд исследований 2 , наглядно показывающих, важность контроля глюкозы крови при управлении транспортным средством. Они проходили с помощью симулятора, контролировался уровень глюкозы крови, но пациентам не сообщали о цифрах. При снижении уровня глюкозы крови ниже 2,6 ммоль/л около 35% испытуемые вели автомобиль более медленно, у них возникали определенные трудности при управлении, например, — выезжали ближе, чем нужно, к середине двухполосной трассы. Лишь половина из них ощущали ухудшение контроля ситуации.

В другом похожем исследовании при снижении уровня глюкозы крови с 6,7 ммоль/л до 2,2 ммоль/л около четверти людей думали, что у них нет гипогликемии и, соответственно, что они полностью контролируют ситуацию.

На дороге могут возникнуть разные ситуации, на которые при развитии гипогликемии, реакция даже опытного водителя может оказаться недостаточно быстрой.

Чтобы быть уверенным в себе за рулем, стоит соблюдать ряд несложных правил

  • Проверьте уровень глюкозы крови перед началом движения. Он должен быть не ниже 5 ммоль/л. Даже если Вы чувствуете себя хорошо при уровне глюкозы крови ниже 4 ммоль/л, Ваши водительские качества снижены
  • Не стоит вести машину, если был длительный перерыв в приеме пищи
  • Всегда держите при себе легкоусвояемые углеводы, то есть те, которые помогут быстро справиться с гипогликемией – сахар, сок, лимонад, декстроза. Положите дополнительное количество в «бардачок» или карман, пусть лежат там «на всякий случай»
  • Будьте особенно аккуратны, если в данный момент риск развития гипогликемии повышен. Например, Вы едете домой с тренировки по футболу или с танцевальной репетиции. Помните, после физической нагрузки гипогликемия может наступить и через несколько часов
  • Воздержитесь от управления автомобилем, если у Вас изменился режим инсулинотерапии или Вы стали пользоваться другими видами инсулина. Также стоит повременить, если Вы начали применять инсулиновую помпу или, наоборот, перешли обратно на многократные инъекции инсулина. Про срок ограничения сказать трудно, все индивидуально. При отсутствии гипогликемий не по самочувствию, а по глюкометру, можно возобновить вождение автомобиля.
  • Если Вы почувствовали симптомы гипогликемииво время движения, у Вас резко «затуманилось» зрение, постарайтесь как можно скорее съехать к обочине дороги, если это невозможно, остановитесь, включив аварийный сигнал. Продолжайте движение только после нормализации самочувствия!

Обратная ситуация – стойкое повышение уровня глюкозы крови (гипергликемия) и кетоацидоз

Как известно, глюкоза — главный источник энергии для клеток головного мозга. Если ее уровень повышен в крови, то значит в клетках ее не хватает и они «голодают», не получают энергии. Работоспособность, внимание, память ухудшаются, утомляемость наступает быстрее, все это сказывается и на управлении автомобилем. Может возникать и временное «помутнение зрения», которое явно помешает хорошо вести машину.

При длительном повышении уровня глюкозы в крови может развиться кетоацидоз – состояние, при котором в большом количестве образуются кетоны – токсины для организма в целом и для головного мозга в частности.

Если у Вас в течение нескольких дней наблюдается стойкое повышение уровня глюкозы крови, проверьте, нет у Вас кетоацидоза.

Что подразумевается под «стойкими и выраженными нарушениями функции»?

К ним относятся различные тяжелые хронические осложнения сахарного диабета. Например, если у человека произошел инфаркт миокарда, или имеются серьезные проблемы со зрением, была проведена ампутация конечности и так далее. При наличии осложнений сахарного диабета, мешающих управлять транспортным средством, получение водительского удостоверения по любой категории невозможно.

Одним из тех, кто успешно управляет и диабетом, и автомобилем, является Чарли Кимбалл 3 . С 9 лет он участвует в гонках на картах, в 11 он стал первым американцем, выигравшим в Формуле-3. В 13 лет у него был выявлен сахарный диабет 1 типа.

Но это вовсе не помешало ему продолжить свою карьеру автогонщика! Он активно участвует в гонках. Во время соревнования и тренировок он использует систему непрерывного мониторинга уровня глюкозы,инсулиновую помпу. А также с помощью специальной трубки у него всегда есть доступ к быстрым углеводам – соку. Вдохновляющий пример, не правда ли?

Когда вы садитесь за руль, помните:

каждый водитель несет ответственность не только за себя!

От его неправильных действий могут пострадать и другие участники дорожного движения: ребенок, переходивший дорогу по «зебре» без светофора; неуверенный начинающий водитель другого авто; тот, кто управляет автомобилем, движущемся по встречной полосе или близкий человек, сидящий рядом на пассажирском сидении.

От Вашего выбора – измерить уровень глюкозы крови или нет, грамотно оценить свое состояние или положится на удачу – зависит безопасность дорожного движения.

2. Dr. Ragnar Hanas «Type 1 Diabetes in Children, Adolescents and Young Adults», p. 293

источник

Сахарный диабет вносит изменения не только в рацион питания и количество принимаемых препаратов, но и в ритм жизни, привычки и, конечно же, в ежедневный труд.

Читайте также:  Нии отта и сахарный диабет

В молодости можно учесть диагноз и выбрать подходящую профессию.

Гораздо сложнее в зрелом возрасте, когда у человека уже есть специальность, совместить непростой диагноз и возможность трудиться. Особенно, когда речь идет об ответственной работе водителем при сахарном диабете.

Письма от наших читателей

Диабетом моя бабушка болеет давно (2 тип), но в последнее время пошли осложнения на ноги и внутренние органы.

Случайно нашла статью в интернете, которая в прямом смысле спасла жизнь. Меня там бесплатно проконсультировали по телефону и ответили на все вопросы, рассказали как лечить диабет.

Через 2 недели после прохождения курса лечения у бабули даже настроение поменялось. Сказала, что ноги уже не болят и язвы не прогрессируют, на следующей неделе пойдем на прием к врачу. Скидываю ссылку на статью

Согласно Приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н (ред. от 06.02.2018 г.) сахарный диабет является противопоказанием для трудоустройства водителем общественного или грузового транспорта. Основное заболевание входит в категорию «болезни эндокринной системы с поражением других органов».

Также в приказе прописаны состояния, которые могут быть расценены как осложнения диабета или ассоциированные с ним патологии:

  • поражение периферической нервной системы – диабетическая невропатия;
  • глаукома, снижение остроты зрения – ретинопатия;
  • ишемическая болезнь сердца, нарушения ритма и проводимости;
  • артериальная гипертензия 3 стадии;
  • облитерирующий атеросклероз сосудов нижних конечностей – ангиопатия;
  • хроническая почечная недостаточность 2-3 степени – нефропатия.

Строгость приказа обусловлена значительным риском для пассажиров и других участников дорожного движения: внезапное возникновение острых состояний, связанных с гипогликемией и кетоацидозом, может спровоцировать опасные аварии и происшествия.

Для самого больного труд в условиях постоянного стресса может стать толчком для прогрессирования заболевания.

Отношения сотрудников и работодателя основываются на положениях Трудового Кодекса (ТК), которые регламентируют действия обеих сторон при возникновении непредвиденных ситуаций, имеющих отношение к выполнению должностных обязанностей.

При выявлении сахарного диабета работающему водителем человеку можно рассчитывать на сохранение рабочего места с переводом на условия труда, не противопоказанные при данном заболевании. Если сотрудник не дает своего письменного согласия на перевод или у работодателя отсутствуют необходимые должности, трудовой договор расторгается. В этом случае работник получает выходное пособие в размере среднего двухнедельного заработка.

При нарушении положений ТК можно написать жалобу на имя руководителя предприятия и отправить ее заказным письмом с уведомлением, а в случае отсутствия реакции – в Государственную инспекцию труда и Профсоюз.

Наличие личного транспортного средства облегчает жизнь и зачастую становится необходимостью.

Инновация в лечении диабета — просто каждый день пейте.

Сам по себе сахарный диабет не исключает возможности получения прав, требуется лишь учитывать некоторые ограничения:

  • разрешены только категории А, В и М;
  • масса автомобиля должна быть менее 3,5 тонн;
  • количество пассажирских мест – до 8.

Помешать вождению автомобиля диабет может в случае наличия тяжелых осложнений: двусторонней слепоты, ампутации нижних конечностей или обширных трофических нарушений (разрешено ручное управление), отсутствия стопы или кисти, затрудненных движениях в этих областях (только автоматическая коробка передач).

Для вождения двухколесных транспортных средств и квадроциклов противопоказаниями являются: зрение ниже 0,6 на более здоровом глазу, односторонняя слепота при зрении 0,8 с противоположной стороны, ограничение полей зрения (состояния, которые могут возникнуть вследствие диабетической ретинопатии), ампутации и деформации конечностей (из-за диабетической ангиопатии), вестибулярные нарушения, головокружения (как проявление невропатии).

Даже если профессиональная деятельность не связана с управлением автомобилем, при сахарном диабете следует помнить, что эта серьезная патология является фактором риска опасных ситуаций на дороге.

Основное средство защиты водителя и пассажиров – это самообразование по части своего заболевания. При постановке диагноза необходимо выяснить степень тяжести поражения всех органов и систем, наличие осложнений, проконсультироваться у врача о возможных острых состояниях.

Стабильное состояние требует постоянного приема препаратов, соблюдения диеты и режима физической активности. Однако даже при строгом выполнении всех рекомендаций свое влияние могут оказать факторы, не зависящие от больного.

Для своевременного принятия мер следует знать первые симптомы гипогликемического состояния и кетоацидоза, а также иметь при себе средства первой помощи. Если в салоне присутствуют пассажиры, они должны быть в курсе диагноза, чтобы правильно оказать помощь в случае необходимости.

В машине или с собой всегда должны быть сахароснижающие препараты на случай, если прием очередной дозы придется на время нахождения в дороге. При длительном путешествии рекомендуется соблюдать обычный режим питания, для чего следует делать остановки и перерывы в вождении.

Читателям нашего сайта предоставляем скидку!

В бардачке не будет лишним глюкометр с набором тест-полосок и ланцетов, срок годности которых нужно регулярно проверять. При первых подозрительных симптомах можно измерить уровень сахара в крови и отрегулировать гликемию, не подвергая себя и окружающих опасности, управляя автомобилем при плохом самочувствии.

Наиболее опасным по скорости развития является состояние гипогликемии. Для быстрого повышения глюкозы в крови необходимо всегда иметь при себе продукты, богатые простыми углеводами (конфеты, сладкие напитки, сахар-рафинад). До стабилизации состояния управление машиной надлежит передать другому лицу.

Категорически противопоказаны диабетикам профессии, связанные с тяжелым физическим трудом, контактом с ядовитыми веществами, управлением сложными и опасными механизмами и устройствами, перевозкой людей.

Негативно на здоровье могут повлиять постоянные стрессовые ситуации, длительное пребывание в неблагоприятных условиях, статических позах, стоячем положении, чрезмерное напряжение глаз, ненормированный рабочий график.

Должности, которые не могут быть рекомендованы больным сахарным диабетом:

  • водитель общественного транспорта (в том числе летчики, машинисты);
  • промышленный альпинист;
  • оператор станков;
  • металлург;
  • строитель;
  • работник спасательных служб;
  • химик;
  • авиадиспетчер и прочие.

При оценке возможности занимать ту или иную должность следует учитывать возможный вред для организма больного диабетом и потенциальную опасность для окружающих, которая может возникнуть при резком ухудшении состояния работника.

Часто заболевание диагностируется у относительно молодых лиц, поэтому вопрос трудоустройства актуален для носителей любого типа диабета.

Для сохранения здоровья диабетику показан легких физический или умственный труд в благоприятных условиях со стабильным или свободным графиком. Возможны редкие командировки только с согласия сотрудника.

При устройстве на работу нельзя скрывать от работодателя и коллег наличие заболевания. Лучше заранее обговорить с начальством возможность делать небольшие перерывы в течение дня для перекусов, принятия препаратов или проведения глюкометрии и инъекций инсулина.

Подходящими для диабетиков являются следующие вакансии:

  • преподаватель;
  • библиотекарь;
  • секретарь;
  • инженер;
  • программист;
  • медицинский работник;
  • сотрудник офиса;
  • мастер по починке электроприборов;
  • копирайтер, менеджер по продажам и другие удаленные виды деятельности.

Работа на дому может стать идеальным вариантом для людей, страдающих тяжелыми формами заболевания, поскольку позволит сохранять квалификацию, зарабатывать деньги и вести необходимый образ жизни. Многие больные, даже получив инвалидность, не удовлетворяются бездеятельностью и устраиваются на подработки с частичной занятостью.

К сожалению, после постановки диагноза у пациентов часто развивается депрессия из-за страха потерять работу, неопределенности будущего, зависимости от лекарств. Но не стоит ставить крест на карьере или увлечениях. С сахарным диабетом можно получить права, устроиться на престижную работу, заниматься любимым хобби и завести семью. Главное – стремиться к контролю заболевания путем выполнения рекомендаций врача и относиться к своему здоровью ответственно.

Диабет всегда приводит к фатальным осложнениям. Зашкаливающий сахар в крови крайне опасен.

Аронова С.М. дала пояснения по поводу лечения сахарного диабета. Читать полностью

источник

Сегодня многие для быстрого и удобного передвижения на работу, за город, на природу или в любое другое место используют личный транспорт. В связи с этим у некоторых людей возникает вопрос, можно ли получить водительские права при диабете и допускается ли с таким диагнозом управление автомобилем.

Не секрет, что некоторые развитые страны включили сахарный диабет, в число тяжелых заболеваний, при котором запрещается самостоятельно водить личным автотранспортом. Связано это с тем, что данная тяжелая болезнь ставится по тяжести и риску наравне с пороком сердца, эпилепсией и прочими серьезными патологиями.

В российском законодательстве же вождение автомобиля при диабете допускается, но перед этим пациент проходит тщательный осмотр у эндокринолога, и врач окончательно решает, имеет ли право диабетик садиться за руль автомобиля.

Врач эндокринолог может решать вопрос о получении водительского удостоверения при сахарном диабете первого и второго типа. Несмотря на то, что второй тип болезни считается более легким, пациенту также может быть отказано в праве вождения транспортным средством.

Чтобы получить водительские права при сахарном диабете, нужно обязательно находиться на учете у эндокринолога. Данный врач имеет полную историю протекания болезни, поэтому может учитывать индивидуальные особенности организма пациента и знать, насколько сильно развита патология.

Диабетика направят на прохождение специальных анализов и дополнительных обследований, и на основании полученных данных будет дано заключение, способен ли человек водить автомобиль безопасно для себя и окружающих.

  • На приеме эндокринолог узнает, имеются ли какие-либо жалобы на состояние здоровья. Обычно, когда диабетик приходит за разрешением о получении водительских прав, он ни на что не жалуется. Однако на данном этапе обследование не завершается.
  • Врач полностью осматривает пациента, отмечая на страницах медкарты все выявленные и известные ранее патологии. В случае наличия осложнений при сахарном диабете обнаруженные нарушения также фиксируются в карточке.
  • На основании всех полученных данных определяется степень тяжести заболевания. Врач учитывает, как давно человек болеет, насколько эффективно лечение, имеются ли какие-либо осложнения и когда они начали появляться.
  • В результате осмотра больного, изучения лабораторных анализов и исследований, просмотра данных медицинской карты определяется частота обострений. Далее врач делает заключение о состоянии здоровья пациента и может ли он самостоятельно водить транспортным средством.

Для получения полной картины о состоянии пациента на сегодняшний день, диабетику назначаются все необходимые анализы. Если необходимо, больной делает кардиограмму, УЗИ поджелудочной и щитовидной железы, а также другие важные уточняющие исследования. После получения результатов анализов эндокринолог делает соответствующую запись в медицинской справке.

Полученную справку совместно с другими медицинскими документами диабетик должен будет предъявить в ГИБДД. Здесь ответственным за выдачу водительского права инспектором окончательно решается вопрос о допуске человека к вождению автомобилем.

В данном случае стоит понимать, что обманывать врача и скрывать какие-либо серьезные симптомы. Негативно отражающиеся на состоянии здоровья, нельзя. Диабетику важно осознавать, что поездка на личном транспорте при плохом самочувствии может нести большую опасность не только для самого человека, но и для всех окружающих его людей.

Нужно проявлять честность с врачами и представителями ГИБДД, а также не обманывать себя.

При плохом зрении, заторможенной реакции и любых других негативных последствиях сахарного диабета лучше отказаться от вождения.

Некоторые люди считают, что при сахарном диабете в любом случае не дают водительские права, однако это не верное утверждение. Многие диабетики имеют право вождения транспортным средством при получении необходимого разрешения сот стороны медицинских органов и представителей ГИБДД.

Однако законодательство предъявляет по отношению к людям с диагнозом сахарный диабет особые требования. В частности, диабетик имеет возможность получения водительских прав исключительно категории В. То есть он может управлять только легковыми автомобилями, для мотоциклов, грузовых машин и авто с прицепом право вождения не предоставляется.

Также люди с диагнозом сахарный диабет имеют право управлять транспортным средством, вес которого не более 3500 кг. Если в автомобиле предусмотрено более восьми сидений, такое авто для диабетика не подходит, закон вождение таким транспортом запрещает.

  1. В любом случае при выдаче разрешения учитывается общее состояние здоровья пациента. Врачами не указывается в медицинской справке частота приступов гипогликемии и степень зависимости от инсулина, но в документе отображается боле конкретная информация по поводу того, насколько опасно вождение для человека.
  2. В частности, в ГИБДД предоставляется информация о тяжести протекания болезни, как часто диабетик теряет сознание без видимых причин, насколько сильно снижены зрительные функции.
  3. Водительские права выдаются при сахарном диабете на три года. После чего человеку необходимо заново проходить медицинскую комиссию и подтверждать состояние своего здоровья.

Такая система позволяет вовремя обнаружить развитие осложнений и не допустить негативных последствий.

Если здоровье позволяет, диабетик получает документы на право пользования автомобилем. Чтобы в дороге не случалось неожиданных эксцессов, с подобным диагнозом важно соблюдать некоторые правила и вести себя определенным образом.

В машине всегда должны находиться продукты, повышающие сахар. Такая еда может понадобиться, если случится гипогликемия при сахарном диабете то есть когда показатели глюкозы в крови резко понижаются. Если в этот момент под рукой не окажется ничего сладкого, человек теряет сознание, что в свою очередь становится причиной аварии на трассе.

Собираясь в далекое путешествие, нужно позаботиться о продуктах с повышенным содержанием сахара, запасе инсулина, сахароснижающих препаратов и расходных материалов для введения препарата в организм. В поездке важно не забывать о соблюдении специального режима приема пищи, нужно регулярно делать замеры уровня глюкозы в крови с помощью портативного глюкометра.

  • Если имеются проблемы со зрением, диабетики должны пользоваться очками или контактными линзами. При мгновенных и незаметных приступах гипогликемии следует отказаться от вождения.
  • Анализ крови на сахар следует проводить каждый час, пока человек находится за рулем. При понижении показателя глюкозы ниже 5 ммоль/литр садиться за автомобиль весьма опасно.
  • Перед тем, как отправиться в поездку, нужно обязательно перекусить, чтобы не ощущать голод. Накануне нельзя вводить лишнюю дозировку инсулина, лучше, если доза будет слегка занижена.
  • Если диагноз сахарного диабета только что поставлен или диабетик переведен на новый тип инсулина, следует временно отказаться от управления транспортным средством. Как правило, адаптация организма проходит в течение шести месяцев, после чего можно возобновить вождение.

Во время ощущения приближения приступа гипогликемии или гипергликемии следует остановить автомобиль и включить сигнал аварийной остановки. После этого предпринимаются все необходимые меры по устранению приступа.

Диабетик в этот момент имеет право прижаться к обочине или припарковаться. Чтобы нормализовать состояние, человек принимает быстрые углеводы в стандартной дозировке для восстановления гликемии.

Далее важно убедиться в том, что приступ закончился и проверить показатели сахара применив измеритель глюкозы в крови любого типа. При необходимости принимают медленные углеводы. Продолжать движение можно только в том случае, если диабетик уверен в своем самочувствии.

Читайте также:  Щитовидная железа симптомы при сахарном диабете

В видео в этой статье рассказано о правилах сдачи экзаменов на водительские права.

источник

Вождение автомобиля с диабетом

Сахарный диабет не является противопоказанием для того, чтобы иметь права управления транспортным средством. Однако чтобы получить этот документ, следует знать и соблюдать действующие нормы законодательства, а также несколько правил, которые позволяют диабетику безопасно управлять автомобилем.

Диабетики, желающие получить права, должны обратиться к своему врачу в целях получения его мнения, подтверждающего способность управления авто.

Что же обуславливает положительное мнение в целях получения прав диабетиком? К этому относятся анализы уровня сахара в крови, а также соответствующие контрольные анализы.

Какие? Прежде всего, это частота проявления гипогликемии и хронических осложнений, таких как проблемы со зрением, диабетическая стопа и отсутствие чувствительности. Также необходимо полностью осознавать свое актуальное состояние здоровья.

Вот несколько безопасных правил, которые должен знать каждый диабетик, готовящийся получить права на управление автомобилем:

  • перед началом движения измерьте глюкометром уровень сахара в крови,
  • если он слишком низкий или слишком высокий, не начинайте движение, а если в ходе езды вы почувствуете такие симптомы, немедленно остановитесь,
  • всегда держите в автомобиле в легкодоступном месте быстроусваиваемые углеводы, глюкозу в геле или сладкий сок, которые можете употребить в случае наступление гипогликемии,
  • если собираетесь в дальнюю дорогу, помните, что нужно делать перерывы в целях измерения уровня сахара, употребления пищи, а также для отдыха,
  • всегда в путешествии носите при себе запас лекарств и еды на случай затруднений в дороге, которые могут задержать вас.

Сам по себе диагноз «Сахарный диабет» не является противопоказанием к любительскому вождению автомобиля. Ограничения могут возникнуть при развитии поздних осложнений: ретинопатии, приводящей к снижению или потере зрения, периферической полинейропатии — поражении нервных волокон ног с потерей чувствительности (так, по легенде, был диагностирован СД у личного водителя Л.И. Брежнева: он перестал чувствовать педали), при развитии синдрома диабетической стопы, когда для заживления язвенного дефекта необходимо длительное время «разгружать» ногу, или в случае ампутации конечности.

Важно!Другая ситуация, которая может послужить препятствием для вождения автомобиля — частые гипогликемии, в том числе необъяснимые тяжелые гипогликемии (гипогликемии с нарушением сознания) или такое осложнение СД, как нераспознавание гипогликемии. В этом случае вождение становится крайне опасным как для самого водителя, так и для других участников дорожного движения.

Если у вас нет поздних осложнений СД, которые могут препятствовать вождению, и вы контролируете СД без частых или тяжелых гипогликемий, то ограничений для вождения не существует при соблюдении некоторых простых правил:

  • Необходимо проводить самоконтроль уровня сахара в крови перед началом и во время поездки. Если планируется достаточно длительная поездка, а уровень глюкозы достаточно низкий, то целесообразно съесть дополнительные углеводы для предотвращения гипогликемии
  • Не стоит начинать движение, если вы чувствуете предвестники гипогликемии или только что ее купировали
  • Перед поездкой никогда не вводите дозу инсулина, превышающую вашу обычную дозу, а также соблюдайте рекомендуемые сроки между введением инсулина и приемом пищи.
  • Перед поездкой не ешьте углеводы в меньшем количестве, чем обычно. Это особенно важно, если вы находитесь на терапии сахароснижающими препаратами, которые могут вызвать гипогликемию (производные сульфонилмочевины, глиниды)
  • Для проведения самоконтроля во время поездки нужно съехать с основной дороги и остановиться в месте, разрешенном для стоянки. Ни в коем случае не пытайтесь проводить самоконтроль в процессе езды: это так же опасно, как набирание текста для отправки смс-сообщения
  • Если вы чувствуете, что уровень сахара в крови снижается, немедленно останавливайтесь, проводите самоконтроль и при необходимости купируйте гипогликемию. После этого через 15 минут вновь проверьте уровень сахара в крови, и если он нормальный, и у вас полностью ясное сознание, то спустя еще 15 минут можно продолжить движение. Если по каким-то причинам у вас не оказалось с собой глюкометра, но вы чувствуете симптомы гипогликемии, то и в этом случае нужно остановиться, принять легкоусвояемые углеводы, дождаться исчезновения симптомов и только через 15 минут после этого можно продолжать движение
  • Держите легкоусвояемые углеводы (сахар, таблетки или гель с глюкозой, сок или сладкий напиток) как можно ближе — на центральной консоли или переднем пассажирском сидении. Не стоит хранить их в отделении для перчаток или багажнике
  • Ваши постоянные спутники должны знать, где в машине можно найти легкоусвояемые углеводы
  • При длительных поездках придерживайтесь привычного режима, избегайте длительных интервалов между приемами пищи, берите с собой запас еды, чтобы всегда можно было перекусить, избегайте ночных поездок, которые нарушают привычный ритм
  • Для дополнительной безопасности всегда носите медицинский браслет/брелок/кулон с вашими данными и информацией о вашем заболевании
  • Ну и, конечно, общие правила: никогда перед или вовремя поездки в автомобиле не пейте спиртные напитки, а также не “гоняйте” с превышением скорости, тогда и вы сами, и другие участники дорожного движения будут чувствовать себя в большей безопасности

Желаем вам безопасного вождения!

По идее, если после выдачи вам водительских прав у вас появляются проблемы со здоровьем, вы должны немедленно проинформировать об этом ГИБДД, но кто это делает? Верно, никто. Кроме того, в идеале вы также должны заявить о любом нарушении здоровья, которое может продлиться более трех месяцев и повлиять на вашу способность управлять автомобилем.

В странах Европы больные диабетом обычно получают права на три года, которые продлеваются после подачи ими повторного заявления. Сообщить в агентство о проблемах, перечисленных выше, прямая обязанность, однако на удивление много пациентов-диабетиков этого не делают. Не меньше больных диабетом продолжают водить машину, испытывая некоторые из указанных проблем.

Приведем случай из Англии: Мери — женщина средних лет, проходящая инсулинотерапию, подала заявление о продлении водительских прав. Ее врач не знал, что она водит машину, пока ему не пришла опросная форма из агентства. Заполняя ее, врач должен был указать, что у Мери наблюдались тяжелые гипогликемические приступы, развивавшиеся без предупреждающих симптомов, двусторонняя пролиферативная ретинопатия, по поводу которой проводилась лазерная терапия, имели место инфаркт миокарда, осложненный стенокардией, и инсульт с гемипарезом.

Требование к органам зрения — “чтение номерного знака автомобиля со стандартными буквами и цифрами высотой 79,4 мм при хорошей освещенности в дневное время на расстоянии 20,5 м (около 23 шагов)”. Если перевести это в значения таблицы Снеллена, то показатель остроты зрения находится между 6/9 и 6/12.

Внимание!Однако при этом следует обращать внимание на скотомы и рассеивание яркого света катарактами (которые ограничивают способность управлять машиной в ночное время). Автомобиль с автоматической коробкой передач значительно безопаснее для пациентов с нейропатией различной степени тяжести, но все же необходимо чувствовать педали.

Компании по страхованию автомобилей считают диабет обстоятельством, о котором они должны быть немедленно проинформированы, как только этот диагноз будет поставлен. Они также рассматривают как весьма важный факт наличие у больного человека любых состояний, перечисленных выше. Более того, страховые компании могут не возмещать убытки пациентам, которые своевременно не сообщили о своей болезни.

Страховые компании определяют различную величину страховых премий водителям-диабетикам — по данным одного исследования, некая компания вдвое превысила сумму премии, которую за идентичное происшествие выплатила другая фирма.

Диабетики, которые начали получать инсулин или изменили схему лечения. Эти больные должны быть предупреждены, что им нельзя садиться за руль в течение недели (или больше, что зависит от индивидуальных особенностей) после начала инсулинотерапии или перехода на другую схему лечения, например замены одного вида инсулина другим или перехода с одноразового на двухразовое введение препарата.

Утрата или стирание предупреждающих симптомов гипогликемии. Такие диабетики должны быть предупреждены о том, что им нельзя водить машину. Некоторые из них могут управлять автомобилем, если всякий раз, перед тем как сесть за руль, они едят и измеряют уровень глюкозы крови, а также если в поездке принимают пищу и определяют глюкозу через каждый час.

Проблемы со стороны органов зрения. Водители-диабетики, у которых развивается катаракта, экссудаты, макулопатия, пролиферативная ретинопатия, или те, кто проходил лазерную терапию, могут сесть за руль только после обследования их офтальмологом.

Проблемы нижних конечностей или стоп. В ходе обследования диабетиков должно быть вынесено заключение, связано ли с риском их пребывание за рулем. Они также должны воздерживаться от вождения во время лечения этого заболевания. Пациенты с изъязвлением стоп не всегда осознают, что их страховые компании считают это важным обстоятельством.

Страдающие нейропатией могут не отдавать себе в этом отчет, так что врач должен сказать им об этом. И сниженная чувствительность, и мышечная слабость могут затруднить управление автомобилем.

Что должен предпринять водитель, если за рулем у него случится приступ гипогликемии?

ОСТАНОВИТЬСЯ! Гипогликемия может вызвать компудьсивное побуждение продолжать движение. Пациент должен сбавить скорость и остановить машину, как только это станет безопасным, выключить зажигание и вытащить ключ из замка. Он должен принять глюкозу или сахар и, если возможно, покинуть сиденье водителя, перебравшись на сиденье пассажира.

Совет!Некоторые советуют совсем покинуть автомобиль, чтобы более не отвечать за него. Однако это может быть крайне опасно на дороге с оживленным движением или на автостраде, так как пациенты в гипогликемическом состоянии часто не осознают опасности, плохо ориентируются и нетвердо держатся на ногах.

После приема глюкозы или сахара больной должен съесть порцию углеводов и, перед тем как продолжить поездку, быть абсолютно уверенным в том, что он полностью восстановился и нет риска повторного приступа гипогликемии. Это означает, что надо подождать по меньшей мере четверть часа или даже больше.

Тем, чей диабет компенсируется инсулином, не следует стремиться получить права на вождение большегрузных автомобилей или пассажирского транспорта. В Европе, если лица с действующими правами на вождение большегрузных автомобилей (HGV) или общественного пассажирского транспорта (PSV) стали делать себе инъекции инсулина, они обязаны проинформировать об этом специальное агентство.

В редких случаях им разрешат продолжать работу, если они докажут, что это не связано с риском, но в большинстве случаев профессиональные водительские права отзываются. На практике в условиях растущей озабоченности безопасностью пассажирского транспорта и огромного количества разнообразных тяжб вряд ли отыщутся компании, готовые нанять диабетика, получающего инсулин, для управления пассажирскими автобусами, поездами, самолетами или кораблями.

В некоторых случаях это распространяется и на пациентов, принимающих препараты сульфонилмочевины, хотя больные диабетом, компенсируемым таблетированными препаратами, могут претендовать на получение водительских прав категорий HGV и PSV. Если впоследствии у них возникнет потребность в инсулине, они могут потерять работу.

В недавнем прошлом сахарный диабет являлся препятствием для получения водительских прав и вождения автомобиля. Однако в настоящее время определенной группе больных разрешено управлять личным автомобилем. К ним относятся больные сахарным диабетом типа 2, а также те пациенты, получающие инсулин, у которых отмечается стабильное течение заболевания.

Окончательно этот вопрос в каждом конкретном случае решает эндокринолог. Больные с некомпенсированным сахарным диабетом, склонные к развитию гипогликемических состояний, к управлению автотранспортом не допускаются.

  • Люди с плохим зрением не могут управлять машиной без очков или контактных линз.
  • Нельзя управлять автомобилем, если Вы перестали чувствовать приближающуюся гипогликемию.
  • Водители должны знать симптомы и способы предотвращения и лечения гипогликемии.
  • В автомобиле всегда должны быть легко усваиваемые углеводы (сахар, фруктовый сок, напиток на сахаре).
  • Не следует садиться за руль при уровне глюкозы в крови ниже 5 ммоль/л.
  • При длительном вождении нужно периодически останавливаться и определять уровень глюкозы в крови. Даже если Вы чувствуете себя хорошо, уровень глюкозы не должен падать ниже 5 ммоль/л, иначе Ваша способность к вождению будет нарушена.

При возникновении признаков гипогликемии водителю следует:

  • максимально осторожно повернуть к обочине;
  • остановить автомобиль и вынуть ключи из замка зажигания;
  • принять легко усваиваемые углеводы (4-5 кусочков сахара, или 200 мл фруктового сока, или 200 мл напитка на сахаре);
  • определить уровень глюкозы в крови с помощью глюкометра;
  • возобновить вождение ТОЛЬКО тогда, когда это будет безопасно, т.е. уровень глюкозы станет нормальным;
  • как можно скорее основательно поесть (в крайнем случае перекусить);
  • Если Ваше лечение изменилось (перешли с таблеток на инсулин или с 2 инъекций инсулина на 4-5 в день), воздержитесь от вождения несколько дней, пока не выясните, как новая терапия влияет на Вас.

В этой статье отдельная информация о правилах получения водительского удостоверения людьми, имеющими сахарный диабет 2 или 1 типа. Данный материал будет полезен и интересен для многих, ведь автомобили уже давно превратились из предмета роскоши в простую необходимость, без которых сложно обойтись в каждодневной жизни.

Во многих странах решение о разрешении управлять транспортным средством больными сахарным диабетом принимается индивидуально эндокринологами, при тщательном учете всех нюансов недуга.

Врач обязан осмотреть и собрать полный анамнез болезни у пациента, после чего определить степень тяжести диабета, его течение, общее состояние здоровья, частоту приступов гипогликемии, и оформить список принимаемых им медикаментов.

Основываясь на указанных данных, эндокринолог заполняет медицинскую карту, которая в последующем должна попасть в руки инспектора ДПС. Последний, в свою очередь, будет выносить окончательный вердикт о выдаче соответствующего документа диабетику.

В действительности тем, кто хочет иметь водительские права, диабет не всегда должен стать непреодолимым препятствием. Ни в коем случае не скрывайте от сотрудников ГИБДД или врача наличие своей болезни. А уж тем более не пытайтесь получить необходимую справку незаконным способом. Ведь все это ставит под угрозу не только вашу жизнь, но и состояние здоровья других участников дорожного движения.

Чаще всего больным сахарным диабетом выдаются права категории “В”, и разрешается вождение легкового автомобиля, который рассчитан не более чем на восемь пассажирских мест.

Важно!Степень инсулиновой недостаточности и частота гипогликемических приступов обычно не имеют при этом основополагающего значения, однако важно помнить о том, что тяжелое течение болезни с частыми коматозными состояниями, нарушениями сознания и значительным снижением зрения могут послужить причиной отказа больному в получении прав на вождение автомобиля.

Читайте также:  Актуальность лфк при сахарном диабете

В большинстве случаев документ выдается больному на срок в 3 года, по истечении которого ему придется повторно пройти медицинское обследование в целях уточнения степени тяжести болезни, наличия осложнений и т. д., ведь за этот срок состояние здоровья человека может измениться.

Людям с сахарным диабетом необходимо быть крайне внимательными и осторожными при вождении автомобиля. Поскольку очередной приступ гипогликемии может возникнуть неожиданно, и привести к развитию таких симптомов, как нарушение зрения, головокружение, слабость, потемнение в глазах и т. д., важно научиться соблюдать основные меры безопасности.

Итак, если вам поставлен диагноз “сахарный диабет” и при этом Вы имеете водительские права, обязательно соблюдайте нижеуказанные рекомендации:

  • При ощущении первых признаков гипогликемии немедленно прекратите движение (даже если вы куда-то очень спешите). В случае надобности включите аварийный сигнал, и примите срочные меры по самостоятельному купированию развивающегося приступа.
  • Осмотрите аптечку вашего автомобиля, — помимо общепризнанного стандартного набора, в ней обязательно должен находиться глюкометр.
  • Перед тем, как садиться за руль для дальней поездки обязательно плотно покушайте. На период дорожного путешествия старайтесь придерживаться привычного вам режима питания.
  • Не управляйте транспортом в те дни, когда в вашу привычную схему лечения были внесены коррективы, а также в случаях, когда вы чувствуете себя ослабленным.
  • В салоне автомобиля всегда должны находиться продукты питания и напитки, способные в короткий промежуток времени снять приступ гипогликемии (соки, сахар-рафинад, конфеты и т. д.).
  • В назначенное время не забывайте принимать необходимые таблетки/колоть нужную дозу препарата инсулина во избежание развития гипергликемии.

И помните: дорога по-прежнему остается территорией повышенной опасности. Следуйте этим несложным правилам, и тогда точно любые поездки всегда будут безопасными и легкими!

Трудно представить, какой стала бы наша жизнь, если бы полтора века назад не был изобретен автомобиль. Сегодня собственная машина — уже не только признак обеспеченности и материального благополучия, для многих она — необходимое условие, чтобы успеть справиться со всеми служебными обязанностями, содержать в порядке дачу, заботиться о старых родителях в деревне.

Автомобиль уже не роскошь. Его покупают, подчас жертвуя многими другими благами. Но без водительских прав «железный друг» — не более чем блестящий сувенир под окнами. И хотя некоторые бесшабашные молодые люди доказывали мне, что ездить можно и без прав, большинство все же предпочитают действовать законным путем: окончить водительские курсы, получить медицинскую справку, а затем сдать экзамен в ГАИ. Что и говорить, все эти хлопоты очень непростые, тем более если есть проблемы со здоровьем.

Согласно приказу № 84 Министерства здравоохранения Беларуси утвержден перечень заболеваний, являющихся прямым противопоказанием к приобретению водительских прав. К ним относятся, например, пороки сердца, эпилепсия, глаукома, геморрой, варикозное расширение вен и многие другие.

В недавнем прошлом в этот списке находился и сахарный диабет. Почему? В Республиканском консультационном эндокринологическом центре мне объяснили, что раньше у наших больных были в основном в распоряжении инсулины низкой степени очистки, действие которых точно спрогнозировать было невозможно. Это очень затрудняло достижение стойкой компенсации диабета. Сегодня подобные проблемы, как правило, не возникают.

К тому же больные в большинстве своем стали более грамотные, хорошо разбираются в сущности недуга, умеют его контролировать. Исчезли из разряда дефицитных одноразовые шприцы, шприц-ручки, средства самоконтроля. Все это позволяет диабетикам уверенно чувствовать себя за рулем автомобиля.

Внимание!Как рассказала заведующая отделением по освидетельствованию водителей при 24-й минской поликлинике Нелли Алексеевна КЕДО, сегодня больной сахарным диабетом вне зависимости от типа своего заболевания может получить водительские права по категориям «А» (управление мотоциклом, мотороллером, мопедом) и «В» (управление индивидуальным легковым автотранспортом без права работы по найму).

Главное условие для этого — добиться стойкой и длительной компенсации диабета. Вопрос о допуске в каждом случае решается индивидуально на основании заключения врача-эндокринолога. В нем указываются течение заболевания, осложнения, склонность к коматозным состояниям.

Такое заключение нужно представить в комиссию по освидетельствованию водителей, после чего выдается справка, срок действия которой — 2 года. Больные с декомпенсированным сахарным диабетом, склонные к развитию гипогликемических состояний, к управлению автотранспортом не допускаются.

Мне удалось встретиться и поговорить с человеком, который болен инсулинозависимым сахарным диабетом уже 15 лет, 10 из них он водит машину, причем ни разу не попал в ДТП (дорожно-транспортное происшествие). Этот мужчина признался, что, когда получал водительские права, ему пришлось скрыть свой диагноз.

На всякий случай, всеми правдами и неправдами, его примеру и сегодня следуют многие диабетики. И напрасно… Законная медицинская справка, открывающая вам «зеленый свет» на автодорогах, без сокрытия серьезного заболевания — это гарантия безопасности для вас лично и ваших пассажиров.

Вот только одна загвоздка: в «шоферской» поликлинике мне назвали срок ее действия — 2 года, но диабетики утверждают, что в ГАИ у них требуют предъявлять такую справку ежегодно — нервотрепка, потеря времени, «комплекс дискриминации»… Непорядок. Впрочем, главврач 24-й поликлиники Владимир Иванович Апрелев мне подсказал, что во вверенном ему заведении существует конфликтная комиссия, в состав которой входят все главные специалисты горздрава.

И если человек считает, что ему необоснованно отказали в праве водить автомобиль или устраивают волокиту с медицинской справкой, он может обратиться в этот компетентный «третейский суд».

Из бесед с людьми, имеющими немалый водительский и диабетический стаж, а также порасспросив врачей-эндокринологов, мы сформулировали несколько полезных советов для начинающих автолюбителей, страдающих сахарным диабетом.

Совет!Не стремитесь любыми способами заполучить водительские права. Помните: безопасность на дороге — превыше всего! Если вы склонны к развитию частых гипогликемических состояний с быстрой потерей сознания, не садитесь за руль, не добившись стойкой и длительной компенсации диабета. При обоюдном желании врача и пациента эта проблема решается, как правило, быстро и эффективно.

Даже если степень компенсации высока и состояния гипогликемии бывают редко, отправляясь в дорогу, всегда имейте в бардачке сахар или другие сладкие продукты, печенье, конфеты. В вашем аптечном чемоданчике будет очень уместен шприц-тюбик с глюкагоном. Инъекция этого препарата способна очень быстро вывести больного диабетом из гипогликемического состояния.

Пусть будет всегда при вас (в дамской сумочке или в нагрудном кармане пиджака) визитная карточка диабетика, где указан ваш диагноз, тип диабета, домашний адрес и телефон, вид инсулина, которым пользуетесь, а также служебный телефон лечащего врача-эндокринолога.

Если при управлении автомобилем вы почувствовали первые предвестники гипогликемии, доедьте до безопасного места, остановитесь и примите меры для нормализации состояния. Не спешите вновь поворачивать ключ зажигания и давить на газ. Подумайте, не следует ли передать руль одному из пассажиров (если едете не один и попутчик имеет права водителя).

Или, может быть, стоит выйти из машины, поставить ее на сигнализацию и попросить прохожих вызвать «скорую». Никогда не рискуйте добираться к месту, где вам окажут экстренную медицинскую помощь, за рулем автомобиля.

Вождение автомобиля — это повышенная нервная и физическая нагрузка. В дороге требуются острота внимания и высокая скорость реакции. Поэтому перед тем, как сесть за руль, следует употребить в пищу побольше углеводов, а дозу инсулина, наоборот, снизить.

Если вы проводите в дороге несколько часов, постарайтесь принимать пищу каждые 3 часа, чередуя плотные обеды и ужины с легкими закусками. Не забывайте об инъекциях инсулина и контроле за уровнем сахара. Помните, что сахар в крови повышается не ранее чем через 20 минут после приема пищи. Следовательно, не стоит садиться за руль сразу после еды.

Как автомобилю для движения необходимы бензин или дизтопливо, так и человеку для жизнедеятельности — энергия. Без нее не будет сокращаться сердце, бежать кровь по сосудам, легкие перестанут обогащать ее кислородом, который не поступит в ткани. Мозг не сможет руководить работой организма, а мышцы — выполнять нужные движения.

Важно!Энергию дают нам углеводы, в первую очередь глюкоза, которая после всасывания в желудочно-кишечном тракте поступает в кровь. Это является сигналом для поджелудочной железы, которая выполняет у человека функцию регулятора углеводного обмена.

Осуществляет это она при помощи инсулина — белкового гормона, который понижает содержание сахара в крови, задерживая распад полисахарида гликогена, образованного при помощи глюкозы, в печени, тем самым, регулируя использование энергии мышечными и другими клетками. Недостаток инсулина приводит к сахарному диабету (СД). То есть организм диабетика рискует в любой момент остаться без энергии.

Медики не видят особых возражений против того, чтобы больной с сахарным диабетом сел за руль. Можно достаточно уверенно управлять личным автомобилем:

  • неинсулинозавивисимым водителям, страдающим СД второго типа;
  • вводящим инсулин, но у которых отмечается стабильное течение заболевания.

Окончательное заключение в каждом конкретном случае за врачом-эндокринологом. К управлению автотранспортом не допускаются лишь больные СД, склонные к развитию частых гипогликемических со-стояний.

Гипогликемия — состояние организма, при котором содержание сахара (глюкозы) в крови ниже нормы. В норме организм поддерживает уровень сахара в крови в довольно узком диапазоне от 4 до 6 ммоль/л, а при гипогликемии он ниже нормы. Гипогликемия наступает из-за слишком высокой дозы инсулина или других лекарств (особенно препаратов сульфонилмочевины).

Если доза слишком высока по отношению к количеству съеденной пищи, лекарство может снизить содержание сахара в крови слишком сильно. Снижение уровня сахара в крови вызывает расстройство функций многих систем организма, в том числе и мозга. Это и есть главное противопоказание для вождения, потому что, по статистике, у водителей с СД дорожно-транспортные происшествия случаются на 30% чаще в основном именно из-за гипогликемии.

Как правило, диабетик в первый момент не ощущает снижение сахара крови, затем наступает легкое помрачнение сознания, как будто стаканчик пива выпил или крепкую сигарету выкурил. Но реакция уже снижена, и любая сложная ситуация на дороге может привести к трагедии.

Съехать на обочину, например, на кольцевой трассе, быстро не получится, а рядом пролетают машины со скоростью 100 км/час и выше. Резко остановиться — в лучшем случае получить удар в задний бампер, в худшем — стать причиной множественного ДТП.

  1. Остановиться во что бы то ни стало! Гипогликемия может вызвать конвульсивное побуждение продолжать движение. Вам сейчас надо быстро перекусить за рулем, достать упаковку сладкого сока, открыть пробку, поднести ко рту и выпить необходимое количество. И все это надо проделать, управляя автомобилем в сложной дорожной обстановке, да ещё одной рукой. Правилами дорожного движения не предусмотрены перекусы за рулем. В любом случае нужно сбавить скорость и остановить машину, как только дорожная ситуация станет безопасной, выключить зажигание и вытащить ключ из замка.
  2. Принять глюкозу или сахар (4-5 кусочков или же 200 мл фруктового сока или напитка на сахаре). Если вы в состоянии, лучше перебраться на сиденье пассажира, а то и совсем покинуть автомобиль. Хотя это может быть крайне затруднительно на дороге с оживленным движением, так как люди в гипогликемическом состоянии часто не осознают опасности, плохо ориентируются и нетвердо держатся на ногах.
  3. После приступа надо подождать, по меньшей мере, полчаса или даже больше, потом определить уровень глюкозы в крови с помощью глюкометра. Перед тем как продолжить поездку, нужно основательно поесть (в крайнем случае, перекусить), чтобы устранить риск повторного приступа гипогликемии.
  4. На следующий день, прежде чем сесть за руль, нужно измерить уровень сахара в крови, и удостовериться, что он не ниже 5,5 ммоль/л. При своевременном лечении и строгой диете у больного может случиться еще одна неприятность — утрата или стирание предупреждающих симптомов гипогликемии. Врачи настоятельно не рекомендуют садиться за руль. В отдельных случаях возможно управление автомобилем, но только при условии ежечасной проверки уровня сахара в крови. Также таким водителям всякий раз перед тем, как сесть за руль, нужно съесть свою порцию углеводов, а в пути принимать пищу и определять глюкозу через каждый час.

Автолюбители с этим диагнозом, как правило, не подвержены развитию гипогликемии, а поэтому могут без опаски водить, не задумываясь об уровне сахара в крови. Для них куда более важно предотвратить развитие поздних осложнений сахарного диабета.

  1. ПРОБЛЕМЫ СО ЗРЕНИЕМ Водители-диабетики, у которых развивается катаракта, экссудаты, пролиферативная ретинопатия, особенно те, кто проходил лазерную терапию сетчатки, могут сесть за руль только после обследования их оф-тальмологом. Диабетики с диоптрическим нарушением зрения обязаны управлять машиной только в очках или с контактными линзами
  2. ПРОБЛЕМЫ НИЖНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ ИЛИ СТОП. Пациенты с изъязвлением стоп должны отказаться от мысли о вождении.
  3. ДИАБЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИНЕЙРОПАТИЯ. Страдающие полинейропатией должны знать, что сниженная чувствительность и мышечная слабость могут затруднить управление автомобилем. Автомобиль с автоматической коробкой передач значительно без-опаснее для пациентов с нейропатией различной степени тяжести, но все же необходимо чувствовать педали.

При тяжелой гипогликемии уменьшается поступление глюкозы в мозг, что приводит к головокружению, спутанному сознанию, слабости, изменению поведения — сотрудник ГАИ может ошибочно принять состояние водителя за алкогольное опьянение.

Стоит предупредить недисциплинированных водителей, что достаточно тяжелой гипогликемией (вплоть до ступора) может сопровождаться алкогольное опьянение легкой степени у пренебрегающих нормальным питанием, так как при таком режиме исчерпываются запасы углеводов в печени.

Внимание!Особая разновидность реактивной гипогликемии вызывается слабоалкогольными напитками (джин-тоник, энергетический напиток), которые содержат фруктозу или лактозу (молочный сахар) либо аминокислоту лейцин. Фруктоза и лактоза препятствуют высвобождению глюкозы из печени, а лейцин стимулирует избыточную выработку инсулина поджелудочной железой.

Вызванный такой гипогликемией ступор способен поставить в тупик даже специалистов. Дорожный инспектор и медицинский работник, в таких случаях не всегда поймут, кто перед ним — мертвецки пьяный или человек в состоянии ступора, вызванном гипогликемией.

  • в салоне автомобиля наряду с аптечкой всегда должен находиться НЗ из легко усваиваемых углеводов (сахар, сладкий фруктовый сок или прохладительный напиток на сахаре). Причем таблетки глюкозы, кусковой сахар, сладкое печенье всегда должны быть под рукой;
  • на маршруте большой протяж

источник