Психологическая поддержка больных сахарным диабетом

Психологические аспекты сахарного диабета обсуждаются на трёх уровнях: как этиологически значимый фак­тор, как причина острых нарушений обмена веществ и как реакция на заболевание [7].

Психологические факторы возникновения сахарного диабета. В современной науке накоплены многочисленные доказательства того, что существует «взаимозависимость трех регуляторных систем человеческого организма, осуществляющих гомеостаз и адаптацию: нервной, эндокринной и иммунной. Тесное переплетение этих регуляторных систем констатировано в экспериментальных и клинических исследованиях» [7]. Такая тесная взаимосвязь приводит к тому, что стресс, влияя, в первую очередь, на нервную систему, воздействует через нее и на иммунную и эндокринную системы.

Помимо уже перечисленных причин возникновения сахарного диабета, современной наукой доказано, что данное заболевание может быть результатом эмоционального стресса. «Исследования показывают, что у людей с диабетом, за пять лет до установления диагноза, отмечается более высокий уровень стрессовых событий и долговременных трудностей. Иными словами, в пятилетний период, предшествующий началу диабета, человек особенно часто сталкивается с различными трудностями и изменениями в жизни, чаще испытывает стресс» [24].

Связь диабета и эмоционального напряжения отмечена еще в 1674 г. Томасом Уиллисом. Он писал, что появлению сахарного диабета нередко предшествует «длительное огорчение» [15]. В середине XIX века Клодом Бернаром была установлена связь гипергликемии с деятельностью ЦНС, и в дальнейшем многие известные ученые, в т.ч. С.С.Корсаков, рассматривали диабет как «нервную болезнь». «Наиболее демонстративным является возникновение диабета после длительных переживаний и острых шоковых, эмоционально значимых ситуаций. Классическим примером сахарного диабета, возникшего после эмоциональных потрясений, является «диабет биржевиков» после падения цен на Чикагской бирже в 30-х гг. прошлого века» [15].

У.Кэннон в своих опытах выяснил, что гнев и страх влияют на обмен углеводов: он обнаружил сахар в моче у сдающих экзамен, запасных игроков и азартных болельщиков во время футбольного матча и т.д. Чтобы обеспечить организм энергией для нападения или бегства, в кровь усиленно выделяется сахар [47].

Ф.Александер, как уже было отмечено, исходя из своей концепции, предполагал, что в основе сахарного диабета, так же, как и в основе гипертонии и других заболеваний, лежит эмоционально-опосредованное одностороннее повышение симпатического тонуса (симпатикотония) [1]. Однако в приведенной схеме Ф.Александера сахарный диабет указан под знаком вопроса: основатель психосоматики не успел доказать свои предположения об этиологии сахарного диабета результатами эмпирических исследований.

Тем не менее, современной физиологии доподлинно известно, что под влиянием стимуляции симпатических нервов происходит снижение секреции инсулина бета-клетками островков Лангерганса поджелудочной железы, что приводит в результате к повышению уровня сахара в крови [50]. «Во время стресса возбуждается симпатическая нервная система, выделяется адреналин, норадреналин и катехоламины, тормозящие выработку инсулина поджелудочной железой. В результате количество сахара в крови повышается, это обеспечивает дополнительную энергию для физической активности. При отсутствии двигательной разрядки может развиться гипергликемия … Когда уровень сахара в крови превышает 180 мг %, почки не могут возвращать такое количество в кровь и наступает гликозурия (сахар в моче 1-8%). Гипергликемия проявляется как слабость, быстрая утомляемость, сухость во рту, постоянная жажда, тошнота, головная боль, частое мочеиспускание» [47]. «Глюкозотоксический эффект» приводит к развитию инсулинорезистентности тканей [15].

Косвенным доказательством влияния повышенного тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы на развитие сахарного диабета является подтвержденное результатами исследований наличие взаимосвязи между сахарным диабетом и гипертонической болезнью: повышенное артериальное давление фиксируется у 50-80% больных сахарным диабетом [9]. При этом психосоматическое происхождение гипертонической болезни доказано: как уже отмечалось, она входит в состав «чикагской семерки».

Возникает вопрос: почему не у всех людей, испытывающих эмоциональный стресс, развивается сахарный диабет? Почему организмы разных людей по-разному реагируют на стресс? Большинство исследователей, признавая этиологическую роль психотравмы в развитии диабета, считают, что она играет только роль провоцирующего фактора [15]. Как отмечает американский психолог М.Суинн, «имеются индивидуальные профили стресса – картины специфических реак­ций на стресс. Одни люди замечают начало развития стресса по изме­нениям вегетативных функций, другие – по изменениям в поведе­нии, третьи – по изменениям в когнитивной сфере. Более того, автор утверждает, что существуют разные признаки стресса даже в преде­лах одной сферы. Например, в вегетативной системе один человек ис­пытывает учащение сердцебиения, другой – легкую дрожь, третий мо­жет ощущать, как холодеют его руки или ноги» [18]. Результаты научных исследований подтверждают такое мнение: «несмотря на генерализацию висцеральных нарушений при экспериментальных неврозах наиболее стойкие функциональные изменения нередко отмечаются в пределах одного органа или системы. … постулируется единый центральный механизм соматовегетативных расстройств, а парциальность ответа на стимул (раздражение) связывается с влиянием дополнительных факторов» [17]. Таким образом, пострадает ли организм вследствие стресса и как именно, – зависит от влияния дополнительных факторов.

Как уже отмечалось, сахарный диабет II типа чаще всего возникает у людей с избыточным весом. В свою очередь, избыточный вес может быть следствием нарушений пищевого поведения: «склонность диабетиков к кулинарным излишествам … общеизвестна» [1]. «Врачи долгое время подозревали, что у людей с сахарным диабетом частота расстройств пищевого поведения была повышена … Страдающие часто стыдятся своего поведения и не дают об этом никакой информации в клинике» [38]. Возможно, возникновение именно сахарного диабета вследствие стрессовых воздействий связано с тем, что нарушения пищевого поведения, продолжающиеся в течение длительного срока, приводят к перегруженности, перенапряжению бета-клеток островков Лангерганса поджелудочной железы, и в результате эти клетки становятся ослабленными; в свою очередь, воздействие стресса на ослабленные клетки полностью выводит их из строя.

Если данное предположение верно, то предрасполагающим фактором возникновения сахарного диабета являются нарушения пищевого поведения (чрезмерный аппетит). В свою очередь, чрезмерный аппетит появляется тогда, когда «еда становится замещающим удовлетворением фрустрированных эмоциональных потребностей, не имеющих ничего общего с процессом питания. … пищевое расстройство обычно является реакцией на эмоциональную фрустрацию» [1].

Чаще всего выделяют следующие причины нарушений пищевого поведения в форме чрезмерного аппетита [7]:

  1. Фрустация при утрате объекта любви. Эта причина отмечается в литературе наиболее часто. «Еда яв­ляется замещением отсутствующей материнской заботы, защитой от деп­рессии. … еда – это больше, чем просто питание, это самоут­верждение, снятие напряжения, материнская поддержка».
  2. Общая подавленность, гнев, страх перед одиночеством и чувство пустоты.
  3. Ситуации, в которых сочетаются опасность и деятельность, требу­ющие бодрствования и повышенного напряжения.

У лиц, страдающих данной формой нарушения пищевого поведения, обнаруживается внутренний конфликт между стремлениями, с одной стороны, к неумеренному поглощению пищи, с другой стороны, к соответствию физическим идеалам современного общества: «Этот идеал в последние 50 лет всё больше сдвигается от округлых форм в сторону скорее детской и изящной фигуры. Идеал красоты … – это привлекатель­ная, спортивная, изящная, похожая на девочку женщина» [7]. В связи с этим они постоянно испытывают чувство вины, стыда и беспомощности. Предполагают также наличие у таких людей конфликта между стремлениями к зависимости и независимости: «Собственные опасения не справиться … контролируются и компенсируются заботливым поведением; слабые и зависимые аспекты собственной лич­ности сдерживаются и, в конце концов, отреагируются в при­ступах переедания» [25].

Среди личностных качеств людей с чрезмерным аппетитом выделяют повышенную чувствительность к социальным требованиям, перфекционизм (патологическое стремление к совершенству), низкую самооценку, импульсивность, «они стремятся к большему успеху и часто путают любовь, которой они добиваются, с признанием» [25].

Те же личностные особенности обнаруживаются у лиц, страдающих сахарным диабетом: «Анализ полученных данных … указывает на уверенность больных СД II типа в своей положительной социальной репутации, привлекательности, популярности, способности добиваться поставленной цели, уважении и высокой оценке других людей. В основе таких личностных характеристик может лежать нереалистическая установка к собственному совершенству, склонностью к большой активности по отношению к другим людям и завышенному требованию к окружающим. Полученные данные могут быть свойственны преимущественно тревожным, эмоционально-лабильным лицам, отличающимся повышенной конформностью и, возможно, сниженной самооценкой. Представление Соловьевой С.Л. о том, что соответствие высоким требованиям к себе и к окружающим вызывает хроническое нервно-психическое напряжение … находит подтверждение в полученных данных и отражает психосоматический механизм развития декомпенсации у больных СД II типа» [21].

Следует подчеркнуть, что имеющиеся в литературе данные о личностных особенностях больных сахарным диабетом крайне противоречивы. Расходятся данные о самом факте наличия таких особенностей: с одной стороны, авторы пишут, что «гипотеза о существовании этиологически значимой «диабе­тической личности» не подтвердилась» [7], с другой стороны – «имеются многочисленные свидетельства в пользу существования определенных характерологических и личностных особенностей больных диабетом» [29].

Ф.Данбар в рамках концепции профиля личности считала, что «диабетики в большей степени, чем нормальные люди, заменяют свое инфантильное зависимое состояние на более зрелое и независимое. У них имеется тенденция быстро регрессировать к зависимой установке и отстаивать свои независимые устремления в большей степени на словах, чем на деле. … группа диабетиков является в большей степени пассивной, чем активной, и имеет тенденцию к мазохизму и нерешительности» [1].

В современной литературе перечисляют такие психологические особенности больных сахарным диабетом, как чувство незащищенности и эмоциональной заброшенности в сочетании с желанием внимания, опеки и заботы со стороны других, тревожность в сочетании со стремлением к покою и избеганию проблем (эмоциональный конфликт), эгоцентризм, раздражительность, капризность и несдержанность, шизоидные черты в сочетании с параноической готовностью, нерешительность, импульсивность, повышенная чувствительность и эмоциональная инертность, проявления алекситимии, астении и депрессии, социальная тревожность и слабость Эго, склонность к саморазрушающему поведению [4; 15; 22; 29; 32; 47].

Рудольф (1970) обобщил литературные данные о психосоматических концепциях в возникновении диабета следующим образом [22]:

  1. Эмоциональные конфликты и потребности удовлетворяются с помощью еды. Может возникнуть обжорство и ожирение, вслед за чем наступает длительная гипергликемия и далее истощение инсулярного аппарата.
  2. Вследствие отождествления еды и любви друг к другу при отнятии любви возникает эмоциональное переживание состояния голода и тем самым, независимо от поступления пищи, соответствующий диабетическому голодный обмен веществ.
  3. Сохраняющаяся в течение длительного времени тревога или страх ведет к постоянной готовности к борьбе или бегству с соответствующей гипергликемией без сброса психофизического напряжения. На почве хронической гипергликемии может развиваться диабет.

Таким образом, роль психологических факторов в возникновении сахарного диабета в настоящее время доказана, но остается не до конца ясным, может ли эмоциональный стресс вызывать диабет у здоровых людей, или стресс лишь проявляет латентное заболевание. Не до конца изучены также конкретные психологические причины и механизмы возникновения сахарного диабета.

Психологические факторы острых нарушений обмена веществ при диабете. В настоящее время известно, что психологические факторы через вегетативную нервную систему воздействуют на уровень сахара в крови у больных сахарным диабетом [7]. «Большой группой исследователей подчеркивалась несомненная связь декомпенсаций диабета с воздействием психических факторов. Доказано развитие кетонемии, ацидоза, нарастание гликемии, глюкозурии, повышение диуреза, более раннее развитие осложнений у больных сахарным диабетом под влиянием психического стресса. Острый психический стресс у пациентов с СД типа 1 может вызвать резистентность к инсулину, которая сохраняется в течение нескольких часов» [15].

Наиболее яркие примеры воздействия психологических факторов на состояние больных отмечаются при лабильном течении сахарного диабета [4; 22; 25; 27]. Лабильный сахарный диабет характеризуется значительными колебаниями содержания глюкозы в крови, часто с многократными случаями неотложной госпитализации с целью стабилизации состояния. Для больных с лабильным течением сахарного диабета характерны повышенная возбудимость, неустойчивость настроения; они обидчивы, крайне сенситивны, капризны и эгоцентричны [27].

В настоящее время широко принята точка зрения, что лабильный сахарный диабет – это поведенческая, а не патофизиологическая проблема. Tattersal & Walford (1985) пришли к выводу, что «такие больные ни «безумные», ни «плохие», но позволяют себе потенциально опасное поведение, частично потому, что пренебрегают его последствиями, но чаще потому, что оно «окупается» в смысле удовлетворения других потребностей, независимо от того, любовь ли это или кров, благоприятное мнение или бегство от какого-либо иного неразрешимого конфликта» [38].

В психоанализе нередко отмечается, что соматическая болезнь дает так называемую «вторичную выгоду»: она позволяет человеку избежать решения трудных проблем и необходимости соответствовать внешним или внутренним требованиям, получить заботу и внимание окружающих и т.п. [22; 43]. «Сегодня большое значение уделяется медицине, фармацевтике, к болезни относятся с крайним почтением: каждая болезнь возводит свой алтарь. Это обусловливает предпочтительность разрядки в соматическом, а не в психическом: вот почему в нашем обществе более распространены физические заболевания» [30, с.27]. Считается, что стремление к вторичной выгоде является одним из психологических факторов лабильного сахарного диабета.

Психологические реакции на заболевание сахарным диабетом. У больных сахарным диабетом нередко наблюдается ряд психологических нарушений, возникающих как на органическом фоне, так и вследствие хронического психологического стресса [11].

Реакция больных на постановку диагноза характеризуется выраженным эмоциональным дистрессом вследствие осознания факта хронической болезни [15]. У больных возникают нозогенные психологические изменения, в том числе такие эмоциональные реакции, как страх, гнев, горе, страдание, тревога [53], появляются замкнутость, отчужденность, обеднение контактов с людьми, пассивность [29], усиливается тревожность, возникают неуверенность в себе и расстройства самооценки вплоть до формирования комплекса неполноценности [8], страх негативного отношения со стороны других, страх перед вероятными тяжелыми осложнениями сахарного диабета [32], некоторые навязчивые состояния [4].

Не только сам факт наличия тяжелого хронического заболевания с вероятными осложнениями, но и необходимость перестрой­ки всей жизни, подчиненной требованиям самостоятельного лечения и постоянного нахождения в стационаре, ставит больного в условия длительной психотравмирующей ситуации [7; 15; 23].

Вследствие хронического психологического стресса изменяется личность больного, возникают не свойственные ему ранее психологические особенности, такие как общий сниженный фон настроения, эмоциональная лабильность, частые невротические реакции, безразличие, неспособность принятия во многих случаях самостоятельных решений [11]. Однако подобные изменения характерны не только для больных сахарным диабетом, они встречаются и при других хронических заболеваниях. Кроме того, выраженность этих изменений зависит от особенностей личности больного и характерной для него реакции на стресс [4].

Суть патогенного влияния болезни на личность заключается в том, что массивная и длительная интоксикация, нарушение обменных процессов, истощение приводят к изменению протекания психических процессов [29].

В число соматогенных психологических нарушений при сахарном диабете входят психоэндокринный и мнестико-органический синдромы [11]. Психоэндокринный синдром характерен для любых эндокринологических заболеваний и проявляется в снижении психической и физической активности (астении), изменениях инстинктов, влечений и настроения различной степени выраженности [4]. На почве астении у больных наблюдаются повышенная утомляемость, раздражительность, обидчивость, ослабление памяти, снижение работоспособности [23]. Мнестико-органический синдром формируется по мере дальнейшего развития болезни, его основными симптомами являются расстройства когнитивных (познавательных) функций: памяти, мышления, внимания и т.д. На фоне мнестико-органического синдрома иногда развиваются острые психозы [11; 23]. Однако грубые изменения личности и психозы при сахарном диабете отмечаются редко. Когнитивный дефицит, как правило, связан не только с диабетической церебральной дисфункцией, но и с процессами старения и наблюдается преимущественно у лиц, принадлежащих к увядающему поколению, и при длительном и тяжелом течении болезни [4; 15; 29].

Среди эмоциональных расстройств при сахарном диабете наиболее часто встречаются депрессии [3; 15; 16; 21]. При этом до конца не ясно, являются ли депрессии результатом биохимических изменений, свойственных основному заболеванию, или результатом действия психосоциальных и психологических факторов, связанных с диабетом (реакции горя) [15; 38]. Имеются данные в пользу и той, и другой точки зрения: с одной стороны, у многих больных депрессивные состояния возникают еще до манифестации эндокринного заболевания [16], с другой стороны, у некоторых больных выраженность депрессии связана со степенью их осведомленности о результатах исследования сахара в крови [15; 21]. По-видимому, в данном случае «психогенный и соматогенный факторы поочередно выступают то в виде причины, то в виде следствия, формируя психогенно-соматогенный, или психосоматический, цикл» [15].

Следует подчеркнуть, что существуют многочисленные трудности изучения психологических факторов сахарного диабета, как и других заболеваний. Возможно изучить психологические особенности больных, но неизвестно, были ли выявленные свойства присущи им до заболевания, или же они появились позднее и обусловлены влиянием самой болезни. При ретроспективном определении психологических особенностей пациентов до манифестации заболевания существует большая вероятность субъективного искажения данных. Сложно определять и специфику отдельных заболеваний: «Вопрос усложняется потому, что каждый ученый занимается изучением только одной группы заболеваний. Нередко при дальнейшем выяснении якобы специфических типов личности и конфликтных ситуаций оказывается, что они во многом сходны с показателями, полученными при других заболеваниях» [20, с.497].

источник

Психологические вмешательства для поведенческой корректировки диабетического ухода — ценностно-ориентированный подход к борьбе с болезнями.» https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/29765258

Психологические аспекты личности, личные ценности и убеждения, познания и эмоции, составляют основу здоровья человека, поведения, которые, в свою очередь, влияют на самоконтроль, самоэффективность, качество жизни, болезнь и клинические исходы у людей с хроническими заболеваниями, такими как сахарный диабет .

Потенциальные модуляторные эффекты внутренних ценностей влияют на когнитивные и аффективные вмешательства, направленные на здоровье.

Люди, которые знают о своих личных ценностях и целях в жизни, более мотивированы практиковать хорошее поведение, связанное со здоровьем, и настойчивы в них.

Тем не менее, психологические, психосоциальные и поведенческие вмешательства, направленные на эти группы пациентов, дали противоречивые эффекты с точки зрения клинических исходов в клинических испытаниях. Это могло быть связано с различной концепцией поведенческих теорий и моделей здоровья в интервенциях.

«Психологические интервенции с сахарным диабетом при психических расстройствах у взрослых с СД2.» https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/28954185

Многие взрослые с СД2 испытывают психологическую нагрузку и проблемы психического здоровья, связанные с заболеванием. Коррекция психических расстройств у взрослых с СД2 уменьшить депрессивные симптомы, улучшает психологическое благополучие, качество жизни, связанное со здоровьем, способность к самообслуживанию и контроль заболевания.

Испытания включали 9177 участников, широкий спектр вмешательств, как индивидуальных, так и групповых. При среднесрочном наблюдении (от 6 до 12 месяцев) наблюдалось незначительное благотворное воздействие на самоэффективность и HbA1c. Многие испытания были небольшими и подвергались высокому риску предвзятого отношения к неполным данным об исходе, а также к возможным нарушениям в работе и обнаружении в субъективной оценке результатов на основе вопросника, и некоторые из них, как представляется, подвергались риску селективного представления информации. Мета-анализ всех психологических вмешательств, объединенных по сравнению с обычной медицинской помощью, не оказал выраженного влияния на показатели психического расстройства, смертность от всех причин или неблагоприятные явления.

Тем не менее, психологические вмешательства, вероятно, не имеют существенных неблагоприятных событий по сравнению с обычным уходом. Необходимы более качественные исследования с использованием программ, ориентированных на эмоции, в неамериканских и неевропейских странах и странах с низким и средним уровнем дохода.

Поведенческие интервенции для 2 типа сахарного диабета . https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/23074526.

В то время как традиционные программы были дидактическими моделями с целью улучшения знаний пациентов об их болезни, современные модели фокусируются на поведенческих подходах, направленных на предоставление пациентам навыков и стратегий, необходимых для продвижения и изменения их поведения.

Несколько мета-анализов и систематических обзоров показали улучшенные исходы здоровья с программами поддержки самоменеджмента при СД2.

Существует огромный спрос на пациентов, которые должны самостоятельно управлять физическими, эмоциональными и психологическими аспектами жизни с хроническим заболеванием.

Наиболее часто мероприятия были направлены на решение проблем, постановку целей и поощрение участников к участию в мероприятиях, направленных на защиту и укрепление здоровья (например, изменение поведения, изменение рациона питания и повышение физической активности). Все исследования изучали комплексные мероприятия, направленные по крайней мере на две темы самопомощи (например, диета, физическая активность, мониторинг глюкозы в крови, уход за ногами и т.д.).

Для проведения мероприятий использовались как индивидуальные, так и групповые сессии.

«Структурированное, интенсивное образование повышения вовлеченности, мотивации и долгосрочных изменений для детей и молодых людей с диабетом» https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/24690402

Структурированное образование может быть поставлено наряду со стандартными методами помощи при диабете .

Родители и молодые люди, которые посещали группы смогли улучшить семейные отношения, улучшили знания и понимание, доверие и повышение мотивации для управления диабетом .

По прошествии двадцати четырех месяцев после этого вмешательства почти половина молодых людей сообщили о том, что эти группы заставили их захотеть более усердно работать и что они продолжали пытаться.

Молодые люди с более высоким уровнем HbA1c были менее склонны к посещению.

«Содействие и поддержка самоменеджмента для взрослых, живущих в сообществе с физической хронической болезнью.» https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/27819974.

Общая цель обзора состояла в том, чтобы определить наилучшие имеющиеся данные, касающиеся продвижения и поддержки управления самообслуживанием для взрослых, живущих в общине с хроническим заболеванием во время встречи между пациентом и практикующим врачом. Чтобы быть эффективным, пациенты должны иметь

возможность обсуждать свои собственные идеи о действиях по самообслуживанию, включая управление образом жизни неторопливым образом и с практиком, у которого есть время и который готов слушать.

Показано, что мероприятия, направленные на расширение участия пациентов во встрече, повышают эффективность самоконтроля при диабете. Медсестры играют эффективную роль в обучении пациентов и облегчении приверженности к лечению.

Пациенты были более склонны обращаться к медсестре (чем к врачу) относительно их ухода.

Выделили некоторые элементы, которые могут эффективно поддерживать управление самообслуживанием во время встречи пациента с практиком. Это предоставление информации, в том числе использование руководства, использование планов ухода, структура лечения с использованием контрольных списков, а также обучение и поддержка персонала.

Всесторонняя, хорошо развивающаяся, удобная для пользователя информация эффективна в поддержке и продвижении управления самообслуживанием различными способами. Она информирует и успокаивает пациентов и их семьи.

Она может быть использована во время доктор/консультации пациента для оказания содействия коммуникации между врачами и пациентами, и может помочь пациентам чувствовать себя более вовлеченными в их помощь.

Организационные факторы влияют на возможности специалистов по поддержке управления самообслуживанием пациентов. К ним относятся время, ресурсы, ожидание консультации, возможность открытого доступа к назначениям, возможность обратиться к тому же врачу и раннее направление в другие профессиональные группы.

Консультации о самообслуживании пациентов с хроническим заболеванием, как правило, имеют медицинскую направленность и не всегда включают в себя обсуждение взглядов пациентов на процедуры и действия по самообслуживанию.

Пациенты нуждаются в информации с момента диагностики, чтобы обеспечить хорошее управление самообслуживанием. Это может привести к напряжению и нерешенным вопросам между пациентом и профессионалом.

Признание ценности знаний и опыта пациента имеют жизненно важное значение. Специалисты должны распознавать и ценить взгляды и опыт пациентов, чтобы поддержать их управление самообслуживанием.

Для ухода за собой пациентов должны быть рассмотрены возможности для пациентов, чтобы говорить об их диете и управлении образом жизни. Может потребоваться дополнительное время на консультации. Планы ухода могут помочь облегчить эту дискуссию.

«Эффективность комплексных путей ухода за взрослыми и детьми в медицинских учреждениях»https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/27820426

Технологии управления уходом формализуют многодисциплинарную работу в команде, формулируют свои соответствующие роли, обязанности и деятельность. Они составляют карту путешествия пациента по принципу: «правильные люди, делая правильные вещи, в правильном порядке, в нужное время, в нужном месте, с правильным результатом».

Первоначально введенный в контекст здравоохранения в 1980-х годах в США, энтузиазм в отношении комплексных методов ухода (КМУ) теперь распространяется по всему миру. Они поощряются как средство реализации: практика, основанная на фактических данных, клиническое управление, непрерывность ухода, расширение возможностей пациентов, повышение эффективности, реинжиниринг услуг, перестройка роли и обучение персонала. В то время как КМУ в настоящее время разрабатываются и внедряются на международной арене здравоохранения, данные, подтверждающие их использование, неоднозначны, и понимание их «активных ингредиентов» является плохим. Анализы доказательств эффективности КМУ были сосредоточены на их использовании в конкретных группах пациентов.

источник

Много научных исследований в области медицины и психологии посвящены проблемам влияния психических состояний людей на их физическое состояние. Данная статья посвящена оборотной стороне этого вопроса – влиянию заболевания – сахарного диабета (далее СД) – на психику человека, а также тому, что с этим влиянием делать. СД – это заболевание, которое если возникает, то сопровождает человека потом всю жизнь. Человек, заболевший сахарным диабетом, вынужден постоянно следить за состоянием своего здоровья, проявлять незаурядную психологическую выдержку и самодисциплину, что часто приводит к различным психологическим трудностям.

Медикаментозная терапия, конечно, является необходимой для диабетиков и существенно помогает повысить качество жизни людей, столкнувшихся с данной проблемой, но не решает психологических проблем таких людей. В достаточно известном в диабетических кругах лозунге «Диабет – это образ жизни!» скрытый глубокий смысл, отражающий социальные, медицинские и психологические аспекты проблемы жизни и здоровья людей, имеющих диабет. Формирование и соблюдение того самого необходимого при диабете образа жизни является невозможным как без багажа знаний и навыков о СД, о причинах его возникновения, протекания, лечения, так и без понимания того, что СД, как хроническая болезнь, требует, чтобы человек относился к ней с уважением, осознал свои ограничения, принял и полюбил себя нового, с этими ограничениями.

Первоначальная постановка диагноза является шоком как для самих диабетиков, особенно для детей и подростков, так и для их семей. «Благодаря» заболеванию, необходимости в частых посещениях процедур, в выполнении указаний врача, приеме медикаментов, общении с врачом и т.п. человек неожиданно оказывается в сложных жизненно-психологических условиях. Эти обстоятельства конечно же влекут за собой необходимость перестраивать отношения в семье, школе, в рабочем коллективе и тому подобное. Людям с сахарным диабетом характерно: повышенная требовательность к себе и окружающим; озабоченность состоянием своего здоровья; недоверчивость; сниженное настроение; неустойчивая самооценка; низкая мотивация к достижению целей и преобладание мотивации избегания неуспеха и тому подобное.

Им свойственно: чувство незащищенности и эмоциональной заброшенности; постоянная неуверенность в себе; потребность в заботе в межличностном общении, безопасности, защищенности, терпении. У подростков с СД по сравнению с другими подростками наименее выражено стремление к лидерству, доминированию, уверенности в себе и независимости, у них наблюдается чрезмерные требования к себе. Они более инфантильны, по сравнению с другими, в своих потребностях и желаниях, одновременно испытывают и постоянную потребность в любви и заботе, которую не могут удовлетворить, и враждебность из-за невозможности их принять. С чем же сталкиваются люди, которым поставлен диагноз СД, с какими переживаниями?

Спутниками такого диагноза часто становятся уязвленное самолюбие, может появиться чувство неполноценности, депрессия, тревога, обида, вина, страх, стыд, гнев, зависть и тому подобное, может повыситься потребность в заботе со стороны других, усилиться или появиться враждебность; люди чувствуют безысходность, могут реагировать на потерю автономии отчаянием и равнодушием. Человек осознает, что отныне не все под его контролем и испытывает страх, что его мечты могут не исполниться. Осознание заболевания также часто приводит к разочарованиям, потере значимости собственной личности в своих глазах, страху одиночества, растерянности. Поэтому человек начинает в разных ситуациях реагировать с чрезмерной эмоциональной отдачей, возбужденно, раздраженно, уязвимо, может даже сознательно начать избегать социальных контактов. Что же делать диабетикам? В первую очередь важно «разобраться» со своими желаниями, чувствами и потребностями. Старайтесь относиться к себе и своим чувствам с интересом, уважением. Нет хороших и плохих чувств.

И злость, и обида, и гнев, и зависть — это просто чувства-маркеры каких-то Ваших потребностей. Не надо себя за них наказывать. Важно понять, о чем говорит Вам Ваше тело, Ваши чувства и переживания. Очень полезно и интересно для диабетиков будет арт-терапия особенно для детей и подростков, которая помогает понять свои переживания, раскрыть те чувства, которые человек не осознает, но которые влияют на его жизнь, на его отношения с людьми, на его жизнь в целом, способствует изменению отношения человека к болезни и лечению. Родственникам и близким человека с СД можно сказать следующее: не относитесь к «своему диабетику» как к немощному человеку, поощряйте его самостоятельность и ответственное отношение к себе, не навязывайте свою помощь, а просто сообщите, что в случае необходимости, он всегда сможет обратиться к Вам.

Ценным для диабетика будет Ваша уравновешенная заинтересованность (но не тягостная озабоченность) его заболеванием, терпение, понимание его трудностей и Ваша честность с ним. Не делайте из диабета трагедии, ведь при гармоничном отношении к себе человек с сахарным диабетом может жить полноценной жизнью! Одним из первых шагов психологической поддержки людей с сахарным диабетом и их близких может стать психологическая группа, одной из задач которой является помочь человеку найти в себе ресурсы, поддерживать свою собственную позитивную самооценку, сохранять эмоциональное равновесие, поддерживать спокойные, нормальные отношения с окружающими. Для диабетиков очень важно поддерживающее, безоценочное общение. На группе есть возможность получить поддержку, разделить чувства и переживания, поделиться своей историей, задавать вопросы и работать с психологом, а главное — быть увиденным и услышанным.

ЕСЛИ ВАМ НЕ УДАЛОСЬ НАЙТИ РЕШЕНИЕ СВОЕЙ СИТУАЦИИ С ПОМОЩЬЮ ЭТОЙ СТАТЬИ, ТО ЗАПИШИТЕСЬ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ И МЫ ВМЕСТЕ НАЙДЕМ ВЫХОД

ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ МОЖНО ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ: http://goo.gl/forms/TSLXcKjUWW ОТЗЫВЫ КЛИЕНТОВ:

ЭТО ОПИСАНИЕ ХАРАКТЕРА «НЕСЧАСТЛИВОГО» ЧЕЛОВЕКА

Его 2 основные проблемы:1) хроническое неудовлетворение потребностей,2) невозможность направить свой гнев вовне, сдерживание его, а вместе с ним сдерживание и всех теплых чувств, с каждым годом делают его все более и более отчаивающимся: чтобы он ни предпринимал, лучше не становится, наоборот, только хуже. Причина – он делает много, но не то.Если ничего не предпринять, то, с течением времени, либо человек «сгорит на работе», нагружая себя все больше и больше – до полного истощения; либо его собственное Я будет опустошаться и обедняться, появится невыносимая ненависть к себе, отказ от заботы о себе, в перспективе — даже от самогигиены.Человек становится похож на дом, из которого судебные приставы вынесли мебель.На фоне безнадежности, отчаяния и истощения нет сил, энергии даже на мышление.Полная утрата способности любить. Он хочет жить, но начинает умирать: нарушается сон, обмен веществ…Трудно понять — чего ему не хватает именно потому, что речь не идет о лишенности обладания кем-то или чем-то.

Наоборот — у него обладание лишенности, и он не в состоянии понять чего лишен. Утраченным оказывается собственное Я. Ему невыносимо тягостно и пусто: а он даже не может оформить это в слова.Это – невротическая депрессия. Все можно предупредить, не доводить до такого результата.Если вы узнали в описании себя, и хотите что-то изменить, вам необходимо срочно научиться двум вещам:1. Выучить нижеследующий текст наизусть и повторять его все время, пока не научитесь пользоваться результатами этих новых верований:

  • Я имею право на потребности. Я есть, и я — есть я.
  • Я имею право нуждаться и удовлетворять потребности.
  • Я имею право просить об удовлетворении, право добиваться того, в чем нуждаюсь.
  • Я имею право жаждать любви и любить других.
  • Я имею право на достойную организацию жизни.
  • Я имею право выражать недовольство.
  • Я имею право на сожаление и сочувствие.
  • … по праву рождения.
  • Я могу получить отказ. Я могу быть один.
  • Я позабочусь о себе в любом случае.

Хочу обратить внимание моих читателей на то, что задача «выучить текст» не является самоцелью. Аутотренинг сам по себе не даст никаких устойчивых результатов. Каждую фразу важно прожить, прочувствовать, найти ей подтверждение в жизни. Важно, чтобы человек захотел поверить, что мир может быть устроен как-то иначе, а не только так, как он привык его себе воображать. Что от него самого, от его представлений о мире и о себе в этом мире, зависит то, как он проживет эту жизнь. А эти фразы — лишь повод для раздумий, размышлений и поисков собственных, новых «истин».

2. Научиться направлять агрессию на того, кому она адресована на самом деле.

…тогда появится возможность испытывать и выражать людям и теплые чувства. Осознать, что гнев не разрушителен, и может предъявляться.

ЗА КАЖДОЙ «НЕГАТИВНОЙ ЭМОЦИЕЙ» ЛЕЖИТ ПОТРЕБНОСТЬ ИЛИ ЖЕЛАНИЕ, УДОВЛЕТВОРЕНИЕ КОТОРЫХ И ЕСТЬ КЛЮЧ К ИЗМЕНЕНИЯМ В ЖИЗНИ…

Психосоматические заболевания (так будет корректней) — это те расстройства в нашем теле, в основе которых лежат психологические причины.психологические причины — это наши реакции на травматические (сложные) жизненные события, наши мысли, чувства, эмоции, которые не находят своевременного, правильного для конкретного человека выражения.

Психические защиты срабатывают, мы забываем об этом событии через время, а иногда и моментально, а вот тело и неосознанная часть психики все помнят и посылают нам сигналы в виде расстройств и болезней

Порой призыв может быть отреагировать на какие-то события из прошлого, вывести «захороненные» чувства наружу, или симптом просто символизирует то, что мы себе запрещаем.

Негативное влияние стресса на человеческий организм, а особенно дистресса, колоссально. Стресс и вероятность развития болезней тесно взаимосвязаны. Достаточно сказать о том, что стресс способен снижать иммунитет приблизительно на 70%. Очевидно, что такое снижение иммунитета может вылиться во что угодно. И еще хорошо, если это будут просто простудные заболевания, а если онкологические болезни или астма, лечение которых уже крайне затруднительно?

источник

Ученые из Мюнхенского университета выделили три главные причины, способствующие развитию диабета с точки зрения психосоматики:

  • Посттравматические депрессии. Они могут развиваться после какого-то тяжелого потрясения: потери близкого человека, изнасилования, изматывающего развода. Когда организм как бы «зависает» в состоянии шока и никак не может из него выкарабкаться, хотя ситуация уже ушла в прошлое.
  • Хронические проблемы в семье, которые люди предпочитают скрывать годами и не решаются разрешить их радикально. Самые частые ситуации весьма банальны: алкоголизм или же измены супруга. Особенно плохо на состояние поджелудочной железы влияет нестабильность и чувство панического ожидания. Иногда для того, чтобы нормализовать уровень сахара в крови, нужен всего-навсего душевный покой.
  • На руку диабету играет и повышенная тревожность. Организм человека в состоянии панической атаки очень быстро сжигает сахар, инсулин едва успевает вырабатываться. Вот почему многим для того, чтобы справиться с нервозностью и тревогой, безумно хочется съесть чего-нибудь сладкого. Со временем формируется постоянная потребность заедать стресс шоколадками и пирожными. В результате — зависимость от сладкого и как следствие — нарушение выработки инсулина и развитие диабета второго типа.

Конечно, заболеть диабетом рискует далеко не каждый. Психологи выделяют некоторые особенности личности, которые делают человека особенно уязвимым в отношении сахарной болезни:

  1. К диабету наиболее склонны люди полноватые, склонные к ожирению. Им свойственны колебания настроения, повышенная чувствительность ко всему на свете — от «плакательных» фильмов до перепадов погоды. Эти люди, как правило, добродушны, но эгоцентричны, умеют (опять же в силу своей врожденной чувствительности) манипулировать близкими. Они экстраверты, нуждающиеся в постоянном общении и внимании к собственной персоне.
  2. Болезнь ленивцев (у 80% страдающих начальной стадией диабета можно нормализовать уровень сахара в крови с помощью физических упражнений) и «сов» — людей с нарушенным суточным ритмом — тех, кто предпочитает бодрствовать по ночам. Дело в том, что эндокринная система наиболее активна в утренние часы. И чтобы выработка гормонов шла нормально, организм в это время должен быть бодрым и отоспавшимся. Если же под утро только засыпать, выработка инсулина со временем нарушается.

Известный физиолог-диабетолог Борис Жерлыгин утверждает, что у 80% страдающих начальной стадией диабета можно нормализовать уровень сахара в крови с помощью физических упражнений. Самые полезные виды физической активности для диабетиков — плавание и лыжи.

Диабет — гормонозависимое заболевание. Большинство таких болезней тесно связаны с половой сферой. Ученые из университета Инсбрука (Австрия), проведя опрос 1,5 тысячи больных диабетом, подсчитали, что среди пациентов в возрастной группе до 50 лет только 15% мужчин и 10% женщин довольны качеством своей половой жизни.

Муханова Надежда Александровна

(Муханова Н.А. — психолог, кандидат психологических наук, преподаватель Восточно-Европейского института психоанализа)

Больные диабетом обычно пытаются как-то регулировать свое состояние с помощью диеты. Поэтому, когда у них депрессивное настроение, они часто нарушают диету — слишком много едят и пьют, что приводит к обострению течения заболевания. Показано, что через посредство усиления симпатико-адренэргической стимуляции эмоциональный стресс может вести к повышению уровня сахара в крови, к выделению его с мочой. В то время как у здоровых после окончания воздействия эмоционально-стрессовых раздражителей гипергликемия вскоре восстанавливается, у больных этого не происходит.

Помимо подобного рода интерпретаций, по отношению к больным сахарным диабетом применяют также такие объяснительные термины, как «оральный», «зависимый», «нуждающийся в материнской ласке», «чрезмерно пассивный».

Психологические особенности больных сахарным диабетом

Центральной психологической характеристикой больных сахарным диабетом, по Б.Любан-Плоцца, В.Пельдингер, Ф.Крегер, является постоянное чувство неуверенности, которое окрашивает всю жизненную стратегию этих пациентов. У взрослых людей Bleuler (1975) выделяет несомненные тенденции к ларвированной депрессии, которые обнаруживают себя при различного рода нагрузках. Черты шизоидности с тенденцией к интровертированности, эмоциональному дистанцированию, избирательному восприятию информации автор находит у больных юношеским диабетом.

Хроническое заболевание, отмечает Д.Н.Исаев (2000), может отрицательно повлиять на всю жизненную стратегию больного. Часто он организует свою жизнь вокруг своего страдания, испытывает чувство незащищенности и эмоциональной заброшенности.

Внутренняя картина болезни у детей, страдающих диабетом, искажается отрицательным эмоциональным отношением к заболеванию и его лечению. Она характеризуется изменениями структуры самооценки, приводящими к формированию «комплекса отличия» от здоровых детей. Внутренняя картина болезни определяется также тяжестью течения заболевания, содержанием различных жизненных событий в ходе его развития, родительскими установками в отношении болезни. Внутренняя картина болезни у детей формируется по гипернозогнозическому, гипонозогнозическому и прагматическому типу. Как преувеличение переживаний в связи с болезнью, так и игнорирование болезни с пренебрежением лечения затрудняют адаптацию ребенка, мешают активному осознанному контролю над уровнем сахара в крови (Зелинский СМ., 1993).

Groen, Loos (1973) придают особое значение свойственным этим больным чувству незащищенности и эмоциональной заброшенности. Alexander (1950) описывает также сильные рецептивные желания заботы о себе и активный поиск зависимости от других у больных диабетом. Пациенты демонстрируют большую чувствительность к отказам в удовлетворении этих оральных желаний. Reindell et al. (1976) устанавливают у диабетиков «амбивалентные тенденции тревоги, беспокойства, страха с одной стороны и стремления к покою и защищенности с другой».

Литературные данные о психологических тенденциях больных сахарным диабетом, реализуемых в разнообразных психосоматических концепциях психоаналитической ориентации, были проанализированы и обобщены в исследовании Rudolf (1970):

  1. Психологические конфликты и различные не оральные потребности удовлетворяются с помощью еды. В этой связи может возникнуть обжорство и ожирение, вслед за чем наступает длительная гипергликемия и, далее, истощение инсулярного аппарата;
  2. Вследствие постоянного приравнивания друг к другу еды и любви при отсутствии любви возникает эмоциональное переживание состояния голода и тем самым, независимо от поступления пищи, соответствующий диабетическому голодный обмен веществ;
  3. Сохраняющийся в течение всей жизни страх ведет к постоянной готовности к борьбе или бегству с соответствующей гипергликемией без сброса психофизического напряжения. На почве хронической гипергликемии легко формируется сахарный диабет.

Личностные реакции с преимущественными нарушениями поведения в форме психопатоподобных состояний возбудимого или истероидного типа констатируют приблизительно у 10% больных. У многих больных усиливаются такие характерологические реакции, как реакция протеста, отказа, компенсации. У 30% пациентов эти реакции квалифицируются как патохарактерологические, а в значительной части случаев обнаруживается тенденция к патохарактерологическому развитию личности (Зелинский СМ., 1993)

Роль «семейных» факторов в возникновении сахарного диабета

Психологические факторы, связанные с семьей, межличностными взаимоотношениями в семье, уровнем эмоционального принятия и поддержки, могут играть определенную роль в возникновении заболевания (Л.П.Урванцев, 1998). Автор замечает, что, в связи с традиционной в рамках психодинамического направления тенденцией, отождествляющей пищу с любовью, недостаток любви, приводя к переживанию состояния голода, формирует «голодный» метаболизм, соответствующий метаболизму больного диабетом. Интенсивный аппетит и склонность к ожирению ведут к стабильной гипергликемии. Нарушение ролевой структуры, эмоциональных компонентов межличностных отношений в родительских семьях ухудшает состояние больных.

Психические нарушения у больных сахарным диабетом

При раннем возникновении заболевания может отмечаться замедление психического развития. Дети отстают в интеллектуальном развитии, хуже здоровых успевают в школе (Socha J., 1969).

Диабет у взрослых может сопровождаться астенической симптоматикой в виде повышенной утомляемости, снижения работоспособности, нарушений сна, головной боли, лабильности эмоциональных реакций. Нередко отмечаются вялость, снижение настроения с подавленностью и угнетенностью. Возможны также психопатоподобные расстройства (М.В.Коркина, Вл.Иванов, 1988).

Д.Н.Исаев (2000) отмечает у больных, страдающих сахарным диабетом, изменения настроения с преобладанием депрессии, а также молчаливость, апатичность, мнительность, подозрительность, несдержанность, недостаточную мотивацию поступков и склонность к конфликтам с окружающими людьми. Автор выявляет наличие заторможенности со снижением умственных способностей. Почти у всех больных наблюдается астеническое состояние различной степени выраженности: утомляемость, снижение работоспособности, ослабление внимания, головные боли после нагрузок, склонность к гиперемии, диссомния и т.д.

Психические нарушения при сахарном диабете в значительной части случаев сочетаются с симптомами поражения вегетативной нервной системы: головокружениями при вертикализации, «немотивированной» тахикардией, нарушениями функции желудочно-кишечного тракта, мочеполовой сферы, чувствительными расстройствами нижних конечностей.

Психические нарушения наиболее выражены при длительном течении заболевания с гипергликемическими и гипогликемическими коматозными состояниями в анамнезе. Повторные комы способствуют развитию острой или хронической энцефалопатии с нарастанием интеллектуально-мнестических расстройств и эпилептиформными проявлениями. У некоторых больных описывают галлюцинации. При резком уменьшении содержания сахара в крови может возникать неадекватное поведение, которое завершается обеднением сознания и комой (Д.Н.Исаев, 2000).

Собственно психотические состояния встречаются нечасто. Острые психозы выражаются в виде делириозных, делириозно – аментивных и аментивных состояний, острая галлюцинаторная спутанность (прежде всего в состоянии диабетической прекомы).

Кроме этого, встречаются психозы с шизофреноподобной симптоматикой.

По мере утяжеления заболевания и нарастания органического психосиндрома чисто астеническая симптоматика все более отчетливо трансформируется в астенодистимическую, астеноапатическую и астеноадинамическую. Выделяют три варианта диабетической энцефалопатии: астенический, эксплозивный и апатический (Д.Н.Исаев, 2000). Развитию энцефалопатии способствуют частые гипогликемические комы, гипогликемические состояния и кетоацидоз.

У детей с минимальной органической недостаточностью сахарный диабет провоцирует обострение скрытых и компенсированных аффективных расстройств (депрессию или тревогу). Более чем у 50% детей имеют место сверхценные страхи темноты, высоты, открытого пространства, несчастных случаев с родителями или самими больными, осложнений основного заболевания, комы, смерти, госпитализации и т.д. Почти у 75% больных отмечаются ночные страхи. В отдельных случаях встречаются фобии животных (собак), инъекций, одиночества. У 10% детей наблюдаются навязчивые действия и движения в форме онихофагии, напряжения крыльев носа, покашливаний, обнюхивания, втягивания воздуха (Д.Н.Исаев, 2000).

источник