ВЦИОМ: Несмотря на экологичность электрокаров, пересаживаться на них россияне пока не торопятся.
В приоритете у автомобилистов транспортные средства на традиционных видах топлива.
Фото: Сергей Булкин/NEWS.ru/TACC
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса об отношении россиян к электромобилям.
По России на электромобиле
На фоне растущей озабоченности экологическими проблемами во многих странах все большую популярность приобретают электрокары как альтернатива автомобилям с двигателями внутреннего сгорания. Непростая геополитическая ситуация хоть и замедлила, но не остановила развитие отечественного рынка электромобилей. Согласно базовому прогнозу консалтинговой компании Strategy Partners, его ежегодный рост составит в среднем 38%, а к 2033 г. количество продаж легковых электрокаров в нашей стране превысит 300 тыс. единиц. Несмотря на многообещающие прогнозы, пока российским автолюбителям в большинстве своем доступны транспортные средства на традиционном виде топлива: по майским данным агентства «АВТОСТАТ», на новые легковые автомобили с бензиновым двигателем приходится 95,4% рынка, что на 2,3 п.п. выше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
В ходе июньского опроса ВЦИОМ россиянам было предложено порассуждать на тему покупки автомобиля для семейного пользования и выбрать до двух наиболее предпочтительных транспортных средств по типу топлива. Согласно полученным результатам, электрокары привлекают российских автолюбителей гораздо в меньшей степени, чем авто с ДВС. Ответы россиян, в семьях которых есть как минимум один автомобиль (доля группы — 60%), распределились следующим образом: 49% отдали бы предпочтение авто с бензиновым двигателем, 17% — с гибридным, по 12% — с дизельным и электродвигателем. Заметно реже целевую группу привлекают автомобили на газе (двигатель на пропан-бутановой смеси — 5%, на метане — 3%). Еще 6% ответили, что тип двигателя для них не имеет значения.
Мужчины-автомобилисты в 54% случаев отдали бы предпочтение бензиновому двигателю (vs. 44% женщин), в 21% — гибридному (vs. 13%), в 18% — дизельному (vs. 6%). Электрокары привлекают мужчин и женщин одинаково — их назвали 12% и 13% соответственно.
В целом, если отсеять затруднившихся ответить (5%) и не планирующих покупать автомобиль (11%), доля назвавших только традиционное топливо (бензин, дизель и газ) в группе российских автомобилистов составляет 59%, только альтернативного (гибрид, электричество) — 20%, тогда как топливо обоих типов звучало в ответах каждого восьмого (12%). Среди мужчин-автомобилистов — 62%, 20% и 15% соответственно.
Экологичность есть, зарядок — нет!
Рассуждая о достоинствах электрокаров, российские автолюбители чаще всего отмечают их экологичность (43% от числа тех, в чьих семьях есть как минимум один автомобиль), то есть пользу для всего общества, а не только владельца электрокара. В числе других преимуществ — экономичность (19%), бесшумность (10%), легкость эксплуатации (8%); в единичных случаях к плюсам электрокаров опрошенные относили отсутствие выхлопа/запаха бензина (4%) и технологичность («автомобили нового поколения / современные технологии» — 3%). При этом в комфорте, скорости, надежности и безопасности электрокары в представлении автомобилистов, по-видимому, ничем не лучше своих «предшественников», каждое из упомянутых преимуществ набрало по 2%. Несмотря на имеющиеся льготы для владельцев электрокаров (компенсация стоимости, бесплатный паркинг, обнуление транспортного налога и др.), опрошенные либо о них не знают, либо не считают убедительным аргументом в пользу электромобилей (2%). Каждый пятый ответил, что не видит для себя преимуществ данного вида транспорта (20%), еще 16% затруднились с ответом.
Назвать минусы удалось большему числу опрошенных — об их отсутствии заявили только 2%, затруднились с ответом 18%. Главным недостатком электрокаров российские автомобилисты считают отсутствие инфраструктуры для их подзарядки (43% от числа тех, в чьих семьях есть как минимум один автомобиль). Часть опрошенных отмечает сложности с обслуживанием, в том числе его высокую стоимость (20%), сложный ремонт и отсутствие запчастей (6%), а также особенности эксплуатации (малый запас хода — 15%, быстро разряжается — 7%, проблемы с зарядкой — 5%, долго заряжается — 3% и др.). Еще 7% придерживаются мнения, что данный вид транспорта вовсе не подходит для российского климата, столько же отмечают его неэкологичность (7%).
На одной зарядке далеко не уедешь
Неразвитость инфраструктуры подтверждают и ответы россиян на вопрос о способах подзарядки электрокаров, доступных им вблизи дома. По оценкам 38%, потенциальные владельцы электромобилей могут довольствоваться зарядкой от обычной розетки. Только 7% отметили, что рядом с их домом имеется специальная зарядная станция. О доступности обоих способов подзарядки сказали 9%, об их недоступности — 31%. У каждого седьмого этот вопрос вызвал затруднения (15%).
Чем больше населенный пункт, тем чаще опрошенные отмечают наличие специальных зарядных станций: в Москве и Санкт-Петербурге о них сказали 16%, в селах — только 2%. И наоборот: жители сельской местности в 52% случаев говорят о возможности зарядки электрокаров от обычной розетки, жители обеих столиц — только в 18%. По оценкам 14% москвичей и петербуржцев, вблизи их дома доступны оба способа зарядки (vs. 9% среди всех россиян).
Источник: ecoportal.su