Многие млекопитающие проявляют повышенное внимание к телу умершего сородича, демонстрируя разнообразный диапазон поведения — от эмоциональных проявлений до исследовательских действий.
Фото с сайта ananova.news.
Эта сделана в мае 2024 года в Биопарке Валенсии (Valencia Bioparc) в Испании. На ней вы видите двух самок шимпанзе (Pan troglodytes) со своими детенышами. Оба детефотография ныша родились в феврале, но один из них спустя две недели умер. Его мать Наталья (слева) всё еще держит его в руках. Исследования показывают, что шимпанзе реагируют на смерть членов группы и даже демонстрируют поведение, напоминающее горевание у людей.
Хотя ученым, как и всем людям, свойственен определенный антропоморфизм, они выделяют три основные модели поведения приматов по отношению к умершим: перетаскивание тел, нападение на тело или его защита и явная «скорбь» по умершим. Перетаскивание мертвых детенышей наблюдается у самок множества видов приматов.
Перетаскивание мертвых детенышей у приматов. (A) Кошачий лемур неуклюже держит детеныша. Фото © Masayuki Nakamichi, Мадагаскар. (B) Рыжеватая обезьяна держит на руке детеныша во время лазания. Фото © Carla Possamai, Бразилия. (C) Медвежья макака передвигается с детенышем на трех лапах. Фото © Aru Toyoda. (D) Шимпанзе Джире (Jire) несет тело на спине, рука умершего детеныша зажата между плечом и шеей матери. Фото © Dora Biro, Гвинея. Фото из статьи A. Gonçalves, S. Carvalho, 2019. Death among primates: a critical review of non-human primate interactions towards their dead and dying
В заповеднике на окраине города Боссу (Bossou) в Гвинее во время засухи 2003 года, когда погибло много шимпанзе, ученые наблюдали двух самок, Джире (Jire) и Вуавуа (Vuavua), взаимодействующих со своими мертвыми детенышами. Они продолжали носить безжизненные тела, которые практически полностью мумифицировались, в течение 68 и 19 дней после смерти. Поведение обеих самок было очень похоже: они регулярно ухаживали (см. Social grooming) за телами, отгоняли мух. Они относились к трупам как к живым детенышам, особенно в первые дни после смерти.
Наблюдения за разными матерями-шимпанзе, потерявшими детенышей, показали, что сразу после смерти детеныша самки защищали тело, поддерживая постоянный контакт с ним, и не позволяли другим подходить к телу. Позже матери позволяли осматривать его, а в некоторых случаях разрешали производить манипуляции с телом и даже играть с ним.
При этом, по всей видимости, матери всё-таки осознавали, что их дети мертвы, так как часто носили их таким способом, каким никогда не носят живых детенышей: например, Джире носила тело детеныша на спине, зажав его руку между плечом и шеей (см. фото выше). Самка шимпанзе Наталья, изображенная на главном фото, переносила своего умершего детеныша, в том числе держа одну его конечность во рту.
На кадрах из Биопарка Валенсии самка шимпанзе Наталья со своим мертвым детенышем
Детальные наблюдения за самкой шимпанзе по имени Мася (Masya) в приюте для шимпанзе Чимфунши в Замбии (см. Chimfunshi Wildlife Orphanage Trust) показали, что в переходный период, когда она начала дистанцироваться от тела (она первый раз положила тело на землю через два дня после смерти), Мася активно собирала сенсорную информацию о мертвом детеныше. Ученые подробно фиксировали поведение самки, включая направление головы и взгляда, расстояние до тела. Судя по направлению головы, Мася регулярно поддерживала визуальный контакт с телом ребенка, когда отдалялась от него, в том числе когда с телом взаимодействовали другие особи. Она неоднократно посещала тело и осматривала его. Прикасаясь к телу, мать (как и другие шимпанзе) иногда подносила руку к его лицу. Авторы исследования предположили, что шимпанзе могут усваивать информацию, касающуюся различий между мертвыми и живыми особями, то есть, теоретически, они могут понимать последствия смерти.
Самка шимпанзе поддерживает визуальный контакт с телом своего мертвого детеныша после начала физического дистанцирования и активно собирает сенсорную информацию
Такое поведение поразительно, потому что оно не выглядит адаптивным — в отличие от заботы о живых детенышах, которая приводит к более высокой выживаемости потомства. Перетаскивание мертвого тела только затрудняет передвижение, отрицательно влияет на поиск пищи и избегание хищников. Существует несколько гипотез, объясняющих подобное поведение у приматов. Гипотеза неосведомленности предполагает, что мать не знает о смерти детеныша. Однако факты переноски в необычном для живых детенышей положении у шимпанзе и других видов, похоже, говорят об обратном. Одно из предсказаний, вытекающих из этой гипотезы, заключается в том, что молодые или впервые родившие матери дольше переносят тело, чтобы собрать больше информации и быть уверенными, что детеныш мертв.
Климатическая гипотеза объясняет продолжительность периода ношения мертвых тел: на больших высотах и в засушливом климате самки дольше носят своих детенышей. Однако у нескольких видов (например у японских макак) случаи длительного ношения мертвых детенышей наблюдались и в периоды высокой влажности, когда разложение происходит быстрее.
Гормональная гипотеза предполагает, что пролактин и окситоцин, вырабатывающиеся в большом количестве после родов, подкрепляют материнское поведение и способствуют заботе о мертвом потомстве. В соответствие с этой гипотезой уход за мертвым продолжается до тех пор, пока не закончится лактация и самка не будет вновь готова к размножению. Эта гипотеза предсказывает более высокую вероятность и более длительную продолжительность ношения мертвых новорожденных особей по сравнению с детенышами старшего возраста. Однако описаны случаи ношения мертвых детенышей и после окончания периода лактации в период спаривания — например, у гелад. С другой стороны, поскольку эти гипотезы не исключают друг друга, вполне вероятно, что такому поведению матерей по отношению к мертвым детенышам способствует сразу несколько из перечисленных факторов.
Доступные данные о реакции приматов на смерть сородичей, в том числе приведенные выше наблюдения, чаще всего представляют собой единичные случаи, что ограничивает количественный анализ и проверку гипотез. С 1968-го по 2020 год американские ученые собрали самый большой набор данных из 33 случаев ношения мертвых детенышей у диких шимпанзе в Танзании. Дикие шимпанзе живут сообществами от нескольких до более 200 особей. Ученые сосредоточились на двух сообществах, родственные связи в которых были известны на протяжении четырех поколений, а отдельные особи хорошо идентифицированы. Используя теоретико-информационный подход, они пытались выяснить, какие факторы будут связаны с продолжительностью переноски мертвых детенышей у шимпанзе. Ученые фиксировали их возраст на момент смерти, чтобы проверить гипотезу, связанную с послеродовым состоянием матери (гормональная гипотеза). Чтобы проверить климатическую гипотезу, или гипотезу медленного разложения, они фиксировали сезон смерти (влажный — с ноября по апрель, сухой — с мая по октябрь), предполагая, что разложение происходит быстрее в сезон дождей. Чтобы проверить гипотезу неосведомленности о смерти, они проверяли переменные, связанные с материнским опытом: был ли детеныш первенцем или нет и возраст матери на момент его смерти. Кроме того, они проверили, влияет ли причина смерти на продолжительность этого поведения. Удивительно, но ни одна из переменных не была значимой. Кроме того, в 24% случаев мертвых детенышей в основном носила не мать, но при этом не было никакой разницы в продолжительности такого поведения по сравнению с матерями. Более того, судя по всему, матери всё-таки осознавали изменения, связанные со смертью. Есть несколько явных признаков, свидетельствующих о смерти, которые могли учитывать самки: неспособность тела реагировать на тактильную стимуляцию, запах гниения и присутствие мух.
Мать шимпанзе отпугивает мух от своего мертвого детеныша
Так зачем же матери шимпанзе носят мертвых детенышей, если понимают, что они мертвы? Гипотеза управления горем считает такое поведение способом преодоления горя, облегчающим материнские страдания и помогающим приспособиться к утрате, и рассматривает процесс ношения мертвого тела как аналог человеческого горя. В пользу такой гипотезы свидетельствуют и другие наблюдения, связанные со смертью, когда шимпанзе демонстрируют поразительное поведение, подобное человеческому. Так, описано поведение группы из трех шимпанзе незадолго до и после смерти пожилой самки. Обезьяны жили в британском сафари-парке, но зимой их переводили в отапливаемые помещения. Когда группу перевели в помещение, пожилая самка Пэнси сразу после еды легла на пол. Остальные ухаживали за ней и находились рядом с ней в дневной зоне, а не на своих обычных ночных платформах. За 10 минут до смерти сородичи ухаживали за Пэнси или ласкали ее чаще, чем до этого. Но никто из них не ухаживал за ней после смерти. Когда Пэнси умерла, другие особи внимательно осматривали ее рот и манипулировали ее конечностями. Вскоре после этого взрослый самец Чиппи напал на мертвую Пэнси. Ее взрослая дочь оставалась возле трупа матери всю ночь, на той части платформы, где она никогда не спала ранее. Также интересно, что в ночь после смерти Пэнси члены группы ворочались (меняли позу) во сне чаще, чем обычно. Также в течение нескольких недель после смерти Пэнси они оставались вялыми и тихими и ели меньше обычного. Кроме того, в течение нескольких дней шимпанзе избегали спать на той платформе, где умерла пожилая самка.
А на снимке шимпанзе из спасательного центра в Камеруне, опубликованном в журнале National Geographic в 2009 году, происходящее напоминает похороны. Шестнадцать шимпанзе выстроились за проволочным забором и наблюдали, как сотрудники центра увозили пожилую самку Дороти и показывали им лицо умершей.
«Похороны» шимпанзе. Фото с сайта nationalgeographic.com
Похоже, что реакции на смерть у шимпанзе могут распространяться не только на умерших, но и на «скорбящих». Ученые сообщают об изменении поведения членов группы шимпанзе по отношению к матерям, детеныши которых погибли. Так, в одном из нидерландских зоопарков у самки шимпанзе Мони (Moni) родился мертвый детеныш, после чего члены группы стали достоверно чаще ее целовать и обнимать, чем до этого. Ученые интерпретируют это как временное усиление привязанности.
На заглавной фотографии и на видео из Биопарка Валенсии самка шимпанзе, детеныш которой жив, держит за пальцы Наталью, приобнимает и целует ее, вероятно, демонстрируя аналогичное усиление привязанности. Таким образом, шимпанзе, как и люди, могут формировать долговременные социальные связи, которые продолжают влиять на их поведение после смерти партнера по связям.
Екатерина Ларионова, Элементы.
Источник: ecoportal.su